Артисты — люди впечатлительные, увлекающиеся, экзальтированные и чаще всего не склонные к анализу и погружению в вопрос. На это попросту нет времени, репетиции постоянно идут, тонкие материи не терпят отлагательств. Муза капризна. Услышали звон — прибежали на помощь. Театральное братство, актерская кровь, это прекрасно.
Только вот речь идет о хищении 200 миллионов рублей из бюджета. Худрук «Гоголь-центра» проходит по делу свидетелем. Это ведь его заведение. Нет? Пришли сыщики, предъявили документы, дело разрабатывали давно, пришло время взглянуть на отчетность. Как известно, «Гоголь-центр» не частная лавочка, а госучреждение.
Тогда зачем это все?
Жажда позы тоже объяснима — это часть профессии. Надо нравиться режиссеру, нравиться зрителю, нравиться самому себе. Это и есть конкурентное преимущество актера. Чулпан Хаматова недавно исполняла роль Беллы Ахмадулиной в сериале «Таинственная страсть» и до сих пор не вышла из образа. Пафос шестидесятников прямо завис в воздухе у театра. Рев воронков гудел в ушах подписантов. Пепел товарища Сталина стучал в сердца. Плечо к плечу. Скорбь на лицах. Вот-вот придут и за ними.
Интересно другое: откуда такая вера в собственную значимость? На чем основан этот апломб. Солженицын писал совсем о другом. Не про вас.
Как бы ни хотелось побыть диссидентами хотя бы полчасика, пришло разобраться внутри головы. Вы же против коррупции и хищений. Так?
Вот! И следователи против. И сам Кирилл Серебренников наверняка тоже. Он бы не потерпел казнокрадства у себя под носом. Вот теперь они дружно сядут за стол и вспомнят, куда и сколько утекло. Все ходы записаны.
Или это действует иначе? В одном полушарии мозга — чиновники, губернаторы, министры и силовики. Одним словом, жулики и воры. Над ними можно смеяться, глядя фильмы Навального. В другом полушарии — честные, порядочные и открытые люди. Например, Кирилл Серебренников. Полушария никак не взаимодействуют друг с другом. Диагноз: либеральная суггестия (метод воздействия на психику человека - ред.).
Медвежья услуга и мораль по вызову
Хочется понять — где прошел водораздел. И по каким принципам определяют вора и не вора? Это разве не СК делает в результате обысков? Или достаточно быть против Путина, против любой власти, чтобы получить индульгенцию.
Или гражданская совесть действует, как наркоз, местно?
По желанию.
Евгений Миронов получил Театр наций от кого?
Чулпан Хаматовой помогал построить Центр им. Димы Рогачева кто?
Звания народных артистов обоим присваивали кто?
Видимо, кровавый режим, от которого и надо защищать взрослого человека — режиссера Кирилла Серебренникова.
Так в чем проблема? Может, вы сами подозреваете друга и решили его отбить, пока не поздно? Зря. Кирилл Семенович в состоянии за себя постоять. Вопли и истерика вокруг «Гоголь-центра» только мешают работе и дискредитируют режиссера.
Или кто-то всерьез верит, что на фоне массовых посадок (к которым либеральная братия призывала каждый день) губернаторов, следователи на полном серьезе вняли крикам блаженного скомороха, называющего себя «православным активистом», Дмитрия Энтео и состряпали дело, чтоб посадить Серебренникова, оскорблявшего чувства верующих? Вы серьезно?
Кирилл Семенович — бесспорно прекрасный режиссер. Его спектакль «Отморозки» по прилепинскому роману «Санькя» — одно из лучших высказываний современности. Он воспитал в МХТ целый курс талантливых актеров: Никита Кукушкин, Филипп Авдеев, Риналь Мухаметов, Артем Шевченко. Это готовые звезды. Разве кто-то может это оспорить.
Но как это связано с хищениями бюджетных денег? Или про 200 миллионов рублей надо забыть из уважения к таланту режиссера?
Он вам не Кирилл, вольный художник из Ростова. Серебренников — руководитель крупной структуры, получавшей деньги из бюджета. Большого московского театра. Или центра творчества для хипстеров — как угодно. Ему и нести ответ.
Не стоит превращать стандартную процедуру в пошлое шоу скорбящих. Чтобы не попасть впросак, как в случае с операцией «Спасти рядового Райкина».
Где деньги, Кир?
В 2015 году «Гоголь-центр» провел аукцион. Точнее, аттракцион. Заказал у единственного поставщика спектакль «Мученик». Три миллиона рублей ушли в кассу компании «Седьмая студия», руководит которой Кирилл Серебренников. Некто сам у себя заказал работу на бюджетные деньги от имени театра.
Это разве не та схема, которые нам через день показывает господин Навальный в своих клипах?
Только выглядит более абсурдно и высокохудожественно: 345 тысяч рублей (размещено на сайте госзакупок 15.07.2014) тратится на — внимание! — «создание сценарного произведения искусства к спектаклю «Мученик» по пьесе Мариус фон Майенбург».
Пьеса по пьесе.
До такого даже Товстоногов не додумался.
Чехов же неважно написал «Три сестры»? Давайте пьесу по пьесе закажем лучше. Кому? Как кому. Самим себе.
Конечно, знатоки скажут, что это обязательная процедура и по-другому нельзя. Но у самих себя — правда? Неужели мюнхенский драматург Мариус фон Майенбург настолько бездарен? Видимо, осовременить надо было пьеску, освежить. Но почему Юрий Бутусов ставит и Брехта, Чехова и других, не переписывая пьесы? И переводит тоже сам! «Добрый человек из Сезуана» именно так был создан. Для этого Бутусов не брал ни у кого треть миллиона рублей.
Это микроэпизод, суть которого разбирать будет СК РФ.
Проблема в другом. В очередной раз неполживая братия пытается навязать единственно верную парадигму: главенство «их» права.
Когда три года тюрьмы дают Олегу Миронову, прыснувшему из газового баллончика на концерте Андрея Макаревича — молчок. Это уголовщина. Когда 200 миллионов бюджетных рублей увели из вотчины Кирилла Серебренникова — выходим на улицы с письмами и печатью скорби на лицах. Ведь мы креативные, одаренные, у нас заслуги есть — нас не тронь. Логика именно такая.
Очень точно коллизию сформулировали словенские коллеги Кирилла Серебренникова и Чулпан Хаматовой.
— Искусство является объектом политических манипуляций. За исключением искусства, которое говорит языком политических манипуляций, — прописано в манифесте арт-объединения NSK («Новое словенское искусство»). В состав которого входят не только культовая группа Laibach и театральная труппа Scipion Nasice Sisters, но и Славой Жижек — один из главных интеллектуалов постмодернизма.
Так и есть. Ведь последние «оплоты свободомыслия» Кирилл Серебренников и Андрей Звягинцев давно уже стали объектами манипуляций. Обласканные либеральной прессой, поцелованные в маковку европейскими кинофестивалями, они необходимы всем видам властей. Для баланса, так сказать, сил. И, скорее всего, режиссеры это понимают. Неслучайно ведь Серебренников ставил в Табакерке спектакль по одноименному роману «Околоноля», авторство которого приписывают Владиславу Суркову. Он, кстати, был на премьере.
Да и театр имени Гоголя «зачистили» и передали Серебренникову молниеносно — ни Чулпан Хаматова, ни Евгений Миронов не вышли тогда поддержать уволенных коллег. Были заняты, наверно.
— С любой властью нужно идти и разговаривать, — говорил Кирилл Серебренников в интервью одному дорогому журналу. — Ты говоришь: «Власть, я знаю, что ты лживая, корыстная, но по закону ты должна помогать театру, искусству, так что будь добра — выполни свои обязательства». Ради театра мне не стыдно это делать.
Теперь режиссеру предоставится уникальный шанс подтвердить слова делом: поговорить с властью, а заодно доказать свою честность, открытость и бескорыстность.
Ради театра, конечно.
Ссылка