«Цыганка Рада» К 70-летию Светланы Тома
Роль в знаменитом фильме "Табор уходит в небо" сделала Светлану Тому настоящей звездой 70-х. Весь мир восхищался страстной и свободолюбивой красавицей Радой. Режиссер Эмиль Лотяну никогда не был ее мужем, но оставался главным мужчиной всей ее жизни. Именно он изменил судьбу Светланы. Она собиралась стать юристом, но связала свое будущее с кино.
О происхождении своей фамилии:
Я урожденная Фомичева. А Тома – это прабабушка по маминой линии. Она француженка. Это было решение Эмиля Владимировича Лотяну. Когда я попала на свою первую картину "Красные поляны" у режиссера Эмиля Лотяну, он познакомился с нашей семьей и предложил мне взять псевдоним – Тома.
О съемках в фильме "Табор уходит в небо":
Режиссер Эмиль Владимирович, который снимал эту картину, был мудрым человеком. Он понимал, что мне придется иметь дело с настоящими цыганами, и мне нужна их поддержка. Я приехала на съемочную площадку в полной боевой амуниции: в костюме, в гриме и на этой самой бричке – я приехала, как королева. Он это все продумал. Для непосвященных цыган в массовку была пущена такая информация: сейчас приедет какая-то цыганка, какая-то главная. И конечно, они мне очень помогали, я общалась с ними на равных.
Об отношениях с Эмилем Лотяну:
Я ему обязана: он меня сделал. Он подарил мне жизнь второй раз – мою следующую жизнь, которой я жила и живу по сегодняшний день. Этот человек был для меня всем. Он открыл для меня не только кинематограф, но открыл мужской мир: как мужчина должен относиться к женщине с момента ухаживания до момента, когда уже близких отношений нет. Это был мужчина в полном смысле этого слова, на которого можно было положиться, опереться, который мог тебя защитить всегда, во всех ситуациях. В это трудно поверить, но я даже не могла себе представить, что выхожу за него замуж. Какой-то период мы жили вместе, это была семья. Но дело в том, что он относился к тому типу мужчин – он был вне быта.
Он был человеком увлекающимся. Он очень хорошо знал женщин, любил женщин, понимал их и ценил. Во всех его картинах героини – женщины, не мужчины. Может быть, я и ревновала, но понимала, что ему нужно. Наши отношения были довольно длительными, ему нужна была другая энергия. И Галя Беляева была тем человеком, который дал ему возможность лететь дальше. Галя не вызывала у меня никакого отторжения. Она потрясающий, изумительный человек.
О детстве:
Деревенское детство – это самая потрясающая часть моей жизни, потому что я жила на земле. А сегодня мы живем между небом и землей. Я все умею делать, знаю все про землю, умею и выращивать, и доить. Когда я приезжала в город, там была совершенно другая одежда, которую мне привозили мамины сестры. Часть из них жила не в Советском Союзе, а за его пределами. Мы гуляли, шли в гости. Это была совершенно другая жизнь. Я страшно стеснялась, потому что если я неправильно вела себя за столом, кто-то из тетушек мог сказать (правда, без злости): "Ну, конечно, ты же деревенщина!"
Свернутый текст
О родителях:
Папа прошел всю войну, и когда их часть возвращалась через Кишинев, папа остался в Кишиневе, поступил в сельскохозяйственный институт. Они с мамой познакомились в институте, мама там работала. Такая семейная легенда. Папа уходил из института и услышал чей-то смех. Ему это страшно понравилось, и он влюбился, как он рассказывал, в голос (у мамы был очень красивый голос). На следующий день он ходил по аудиториям искал девушку с этим голосом. И он ее нашел, мою маму, и они поженились. И его очень полюбили мои тетушки, мамины сестры. Это была любовь, которую они пронесли через всю жизнь. И я, и моя сестра выросли в атмосфере любви. Но почему я говорю, что мама совершила подвиг. Дело в том, что мой папа по партийной линии был послан поднимать сельское хозяйство в Молдавии. И надо было жить в районном центре, в деревне. Моя мама, которая жила совершенно другой жизнью, поехала за папой. Она посвятила свою жизнь мужу и детям. Я это воспринимаю с ее стороны как положить к ногам семьи свою жизнь.
О дочери Ирине и внучке Маше:
Ирина в браке с 18 лет. Они учились вместе в "Щуке". Маша родилась, когда ее родители учились на втором курсе. Что бы мы, родители, ни говорили, как бы мы ни рассказывали наши сказки, это в природе человек – пройти свой путь, не оглядываясь на опыт мамы, бабушки, соседа. Она вышла замуж в 18 лет. Безусловно, это меня пугало. Но я, будучи тещей, не вмешиваюсь ни во что, поэтому у меня прекрасные отношения с зятем. Они живут отдельно, у них своя семья: поссорились, помирились. А если бы я вмешивалась, я ведь могла разрушить их семью, а они живут всю жизнь.