США намерены вывести Донбасс из-под «Минска»
Госдеп допустил отказ от договоренностей, считающихся основой для прекращения войны на Украине
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон впервые публично допустил возможность разрешить конфликт на юго-востоке Украины вне рамок Минских соглашений. Об этом он заявил на слушаниях в комитете по иностранным делам Палаты представителей Конгресса.
«Очень возможно, что правительства Украины и России могут прийти к приемлемому решению в какой-то структуре помимо Минских договоренностей», — сказал Тиллерсон. При этом он отметил важность выполнения Минских соглашений, пока не будут выработаны другие договоренности.
Несмотря на формально неучастие Вашингтона в Минских соглашениях, влияние США на украинский конфликт, начиная с поддержки госпереворота на Майдане, было все последние годы существенным. Понимая это, Владимир Путин поддерживал в свое время постоянный контакт с Вашингтоном.
В еще большей степени к США апеллировали власти Украины. Смена администрации Белого дома повергла их в шок. Однако они быстро переориентировались на работу с командой Дональда Трампа. Минские соглашения наверняка станут одной из тем и на предстоящей встрече Петра Порошенко с американским президентом, запланированной на 19−20 июня.
Свое отношение к словам Тиллерсона уже высказали в МИД Украины. По мнению замминистра иностранных дел Вадима Пристайко, глава Госдепа считает главным достижение целей Минских соглашений — мир в регионе. При этом он отметил ограниченные возможности действующих договоренностей.
Действительно, с миром на Украине по-прежнему плохо. Продолжаются обстрелы с обеих сторон линии фронта, гибнут люди. Закон «О реинтеграции Донбасса», анонсированный в Киеве как новый элемент Минских соглашений, на деле грозит обернуться очередным витком конфликта. Советник главы МВД Зорян Шкиряк уже пообещал Донбассу жесткие «зачистки» в случае, если режиму удастся взять мятежные территории под контроль.
А в республиках Донбасса слова Тиллерсона восприняли негативно. Так, полпред ДНР Денис Пушилин назвал их примером «манипуляции и откровенной заангажированности». По его словам, США таким образом пытаются прийти на помощь «режиму Порошенко» и «вывести его из патовой ситуации по Минским соглашениям».
О внутриполитических аспектах заявления Тиллерсона «СП» рассказал политолог-американист, профессор Академии военных наук Сергей Судаков.
— Тот факт, что Россия является ключевым участником в Минских соглашениях, страной-гарантом, которая может всех примирить, очень раздражает демократическую часть американского истеблишмента. Поэтому сейчас в Америке на уровне сенатских групп, а также отдельных сенаторов и конгрессменов, очень часто проговаривается призыв сделать Россию стороной конфликта на Донбассе. Если Россия станет стороной конфликта, то она не сможет быть гарантом Минских соглашений.
Однако для этого необходимо пройти определенную юридическую процедуру. Украина должна подать иск в Международный уголовный суд, который должен решить, что Россия ввела войска на украинскую территорию, оккупировала ее часть и, таким образом, вступила в военный конфликт. Киев этого доказать не может. Поэтому США, в первую очередь, американские демократы, и пытаются обойти международное право.
Тиллерсон понимает, что демократы — его политические противники. При этом он сам — плоть от плоти этой системы. Понимает, что от «вашингтонского болота», от Капитолийского холма зависит его личное будущее, будущее его семьи. Поэтому пытается пройти между Сциллой и Харибдой. С одной стороны — заявляет, что было бы неплохо наладить нормальные отношения с Россией. И в то же время говорит об ограничении роли России через возможный отказ от Минских соглашений. Слишком многие в США озабочены ограничением роли России в мире. А Тиллерсон им в этом подпевает.
По мнению политолога Александра Асафова, Киеву нужны Минские соглашения. Но не для того, чтобы их исполнять, а в надежде протянуть время, а затем вовлечь в войну на своей стороне Запад.
— Поскольку Вашингтон во всех мировых конфликтах стремится оставить последнее слово за собой, его желание войти в Минский или Нормандский формат очевидно. Но поскольку ни там, ни там его не ждут, остается либо влиять на своих «подопечных» из Киева, либо обсуждать появление новых форматов.
Справедливости ради надо заметить, что самым эффективным форматом, в котором обсуждалась ситуация на Украине, был формат «Сурков-Нуланд», который был чуть в стороне и от «Минска», и от «Нормандии». О возрождении этого формата говорили, когда Тиллерсон только начинал делать заявления по украинскому вопросу. Фактически, речь шла о том, что Тиллерсону нужно выбрать кого-то на роль ушедшей Виктории Нуланд.
Но, видимо, в украинском вопросе возобладала стратегия, которую администрация Трампа пытается использовать и других вопросах. Вроде кризиса вокруг Катара или КНДР. Известно, что на встрече Тиллерсона с Порошенко последний просил американца не обсуждать Украину без Украины. Тиллерсон пообещал. Правда, обещания Вашингтона ничего не весят. И США продолжают свою собственную игру.
«СП»: — Насколько все-таки вероятно появление нового формата взамен «Минска»?
— Для России любой новый формат без участия Донецка и Луганска бессмыслен. Москва все равно будет настаивать на включении ДНР и ЛНР в число участников переговоров. Но вообще это крайне маловероятно. А вот появление некого консультационного формата вроде «Сурков-Нуланд» возможно.
«СП»: — Обещанный Порошенко на днях закон о реинтеграции Донбасса президент Украины как раз связал с Минскими соглашениями. Как это понимать?
— Тут надо вспомнить историю. Об упомянутом законе впервые заговорили достаточно давно. Разработать его был назначен Георгий Тука. Он обещал полноценный стратегический документ на основе украинского законодательства. Но этот план тогда провалился.
Возможно, документ был представлен в закрытом виде, но публично его так и не представили. С тех пор никаких последовательных планов не появилось. Все ограничивается громкими политическими заявлениями того же Туки, Турчинова и т. д. Они то обещают начать полицейскую операцию, то говорят, что реинтеграция растянется на много лет. Это означает, что в реальности никакого плана просто нет. Есть декларации, призванные показать мировой общественности, что Киев не забыл про свои территории.
В этом смысле показателен пресс-тур для Йоханнеса Хана из Евросоюза, когда они с Павлом Климкиным ездили в Мариуполь, где украинские чиновники снова просили денег. Интересно, что они поехали не в Авдеевку, которая действительно страдает от войны, а в достаточно безопасный Мариуполь, где последние обстрелы были в 2014 году.
То есть, это все видимость, конечно. На самом же деле в сознании Киева реинтеграция — это не налаживание мирной жизни, а оккупация и карательные операции. Что подтверждают новые обещания Шкиряка устроить Донбассу «зачистки». А слова про «имплементацию Минских соглашений» — это фигуры речи, не более. Все, что интересует в них Порошенко, — передача контроля над границей. Остальные пункты он выполнить не может.
«СП»: — Фактически Киев тянет время. В расчете на что?
— Есть несколько факторов, которые очевидно показывают, чего там хотят. За последнюю неделю многие в Киеве высказались за прекращение АТО и назначение какой-то другой операции, в которой ВСУ будут обладать другими полномочиями. Большинство политиков комментировали это осторожно, и только Климкин проговорился, зачем эта затея. Он открыто заявил: мы ведем войну с Россией. Поэтому будем вводить контроль за въездом россиян.
Все идет к тому, что на следующей неделе на заседании Верховной Рады они АТО торжественно прекратят и объявят войну России. Может — не прямую, а «гибридную» или еще какую-то. Но сформулируют происходящее как полноценную войну.
«СП»: — Зачем?
— Порошенко давно хочет решать свои проблемы чужими штыками. Отсюда все разговоры о вооруженной миссии ОБСЕ, о миротворцах ООН, о какой-нибудь вооруженной миссии, которая дойдет до границы и установит над ней контроль для Порошенко. И тогда он сможет осуществлять «зачистки имени Шкиряка». Известно, что Киев с удовлетворением смотрит на балканский опыт, где ответственность за военно-полицейский сценарий была переложена на международный контингент. В этом случае Минские соглашения выполнять не придется.
Справка «СП»
Минские соглашения предполагают прекращение огня, отвод вооружений от линии соприкосновения, амнистию для всех участников конфликта, возобновление экономических связей, а также проведение конституционной реформы на Украине. В результате должна произойти децентрализация власти с учетом защиты прав русскоязычного населения «отдельных районов Донецкой и Луганской областей». Причем, передача контроля над границей с Россией может произойти только после исполнения Киевом политической части соглашения.
Однако украинская сторона отказалась от выполнения политических пунктов, ссылаясь на неурегулированность вопросов безопасности.
Сергей Аксенов