Ну, ведь, правда! Зачем нужно ЦРУ? Зачем нужно АНБ? Зачем нужны все остальные? Американцы поступили бы правильно, если бы прикрыли все эти некомпетентные, но дорогостоящие «разведывательные службы» и платили деньги Путину в качестве взятки за то, чтобы не выбирать нашего президента. Может быть, ЦРУ стоит встать на колени и просить Путина перестать выбирать президента Соединенных Штатов? Ну, правда, до чего же унизительно! Для меня это просто невыносимо! Я-то думал, что мы — «единственная мировая сверхдержава, вседержава, исключительный и незаменимый народ…» А оказывается, что мы — никчемный народ, управляемый президентом России!
Когда демократы, ЦРУ и СМИ решили запустить свою пиар-кампанию против Трампа, они даже не осознавали, насколько глупо этот шаг заставит выглядеть США. Ведь вся американская демократия окажется в кармане Путина. О чем они только думали? Да они вообще и не думали. Они были зациклены на том, чтобы не позволить Трампу, восстановив нормальные отношения с Россией, поставить под угрозу громадный бюджет военно-разведывательного комплекса.
Нет ни малейших признаков того, чтобы американское руководство хоть в какой-то сфере было способно мыслить. Ну, посмотрите на Уолл-Стрит и руководство корпораций. Для того, чтобы поднять цены акций, Уолл-Стрит вынудил все корпорации предать свою родную страну и перенести производство товаров и услуг, продаваемых американцам, в оффшоры — где ниже регуляторные издержки и цена на рабочие ресурсы. Более низкие издержки привели к повышению прибылей и росту цен на акции. Сопротивляющимся корпорациям — тем, которые отказывались переезжать за моря для повышения своих прибылей — Уолл-Стрит угрожал захватом этих компаний.
Ни Уолл-Стрит, ни правления корпораций, ни директора не оказались в достаточной степени умны, чтобы понять, что перемещение рабочих мест в офшоры также переместило в офшоры потребительские доходы американцев и их покупательную способность. Другими словами, руководители финансового и делового секторов оказались слишком глупы, чтобы понять, что без доходов от рабочих мест в США — с их высокой добавленной стоимостью — у американского потребителя не будет предоставленного его собственному усмотрению дохода, благодаря которому он смог бы по-прежнему играть роль драйвера экономики.
На эту ошибку Уолл-Стрит купилась Федеральная резервная система. Чтобы ошибку исправить, Фед расширил кредитование, позволив увеличение потребительской задолженности, чтобы экономика продолжала работать, всё покупая в кредит. Однако, как только потребительская задолженность выросла по отношению к доходам, ушла способность покупать больше всяких разных вещей. Другими словами, расширение кредита не является постоянным решением проблемы при отсутствии роста потребительских доходов.
Если финансовое и деловое руководство страны слишком глупо, чтобы понимать, что население, которое все больше и больше трудоустроено на рабочих местах с минимальной оплатой и неполным рабочим днем и не является населением, тратящим деньги, то у этой страны несостоятельно руководство.
Совершенно невозможно увеличивать прибыли путем офшоризации рабочих мест, не осуществляя при этом офшоризацию американских потребительских доходов. Поэтому прибыль от офшоризации временна. Как только в офшоры переводится достаточное количество рабочих мест, совокупный спрос падает, на внутреннем рынке воцаряется стагнация, а затем и спад.
В течение многих лет я и Джон Уилльямс (shadowstats.com) уже много раз демонстрировали, что доклады Бюро по трудовой статистике США являются полной чушью. Рабочие места, якобы, свидетельствовавшие о начале с июня 2009 года экономического восстановления, это, в основном, низкооплачиваемые рабочие места в сфере услуг. К тому же, эти показатели — продукт теоретической модели, основанной на соотношении рождаемости и смертности. Якобы имевшее место восстановление экономики после финансового кризиса 2007−2008 годов было первым восстановлением в истории, когда коэффициент участия рабочей силы сократился. Доля участия рабочей силы сокращается, когда экономика скудна на предложение рабочих мест, а не при росте этого предложения.
Все, что мы знаем о рабочих местах в США, так это то, что они во все большей и большей степени места с частичной занятостью и с минимальной оплатой. По сообщениям пресститутских СМИ, которые могут быть правдой, а могут быть и ложью, во всех США насчитывается всего 12 графств, где человек на доход от минимальной зарплаты может арендовать дом с одной спальней*.
В ответ на это сообщение один профессор из Технического университета штата Вирджиния предложил, чтобы власти увеличили вспомоществования на аренду жилья и усилили такие программы, как National Housing Trust Fund, который осуществляет инвестиции в доступное жилье.
Другими словами, налогоплательщикам предлагается принять на себя издержки тех американских корпораций, которые предали американскую рабочую силу. То есть, американцы, все еще имеющие доход на уровне среднего класса, будут обложены налогом для покрытия доходов, выпавших в результате офшоризации корпорациями и Уолл-Стрит американских рабочих мест, украденных у американских рабочих, которые больше не располагают возможностями, чтобы оплачивать свое собственное жилье.
Другими словами, капитализм в своем падении достиг такой точки, что он не может существовать без государственных субсидий для людей, капитализмом же обездоленных.
Несколько раз я писал о том, какие огромные издержки производства перекладываются на третьи стороны — такие, как окружающая среда. Значительная часть прибылей капиталистические корпорации получают благодаря своей способности политическими и юридическими средствами перекладывать издержки на третьи стороны. Другими словами, капитализм делает деньги потому, что он имеет возможность навязывать свои издержки производства на окружающую среду и на тех людей, которые не участвуют в дележе прибылей. Я приводил многие примеры этого, особенно в сфере развития недвижимости. Девелопер в состоянии перекладывать огромную долю своих издержек на других.
Сейчас этот перенос издержек достиг уровня навязанного нам Армагеддона. Принимаются усилия подвергнуть импичменту Трампа и привести к президентской власти поджигателя войны вице-президента Пенса. Трамп вел свою избирательную кампанию под лозунгом восстановления нормальных отношений с Россией, и провал этой попытки сократить напряженность лишь подкрепит недавно сделанный высшим военным руководством России вывод о том, что Вашингтон планирует первым нанести ядерный удар по России.
Это — тот риск, которому подвергается весь мир в силу того, что власть и прибыли военно-разведывательного комплекса США зависят от войн и наличия врагов.
Другими словами, для существования Соединенных Штатов Америки осталось только одно оправдание — интересы военно-промышленного комплекса. И эти интересы требуют наличия могущественного врага — будь то реального или вымышленного.
Бывший сотрудник ЦРУ Джон Стокуэлл писал: «Задача ЦРУ заключается в том, чтобы сохранять мир в состоянии нестабильности, пропагандировать и распространять среди американского народа ненависть, чтобы мы позволили истеблишменту расходовать на вооружения какие угодно суммы денег». Та ненависть по отношению к России и то недоверие к ней, которыми сейчас насильно пичкают Запад, верно отражают откровения Стокуэлла. То же относится к недоверию и ненависти по отношению к мусульманам. Эти настроения служат поддержкой в деле разрушения Вашингтоном целых семи стран. Эти же настроения способствуют формированию нового «военного» долга США в триллионы долларов.
Глобализм, или произвол в сфере использования рабочей силы без учета национальных границ, финансиализация, перевод доходов потребителей в банковский процент и плату за банковские услуги, разрушили экономику США. «Общество возможностей» уничтожено. Экономические перспективы у сегодняшних детей хуже, чем те, что в свое время были у их родителей. Перевод в офшоры рабочих мест в производстве и в сфере профессиональных услуг — таких, как IT и выпуск программного обеспечения — обрушили совокупный спрос в США. Кредитная экспансия Федеральной резервной системы была лишь временной отсрочкой при приведении приговора в исполнение.
Процветавшие в прошлом регионы стоят в руинах. Бюджеты и пенсионные системы штатов обрушаются. За университетское образование платить нечем. Экономические перспективы Америки были уничтожены глобализмом. Чтобы продвинуться по жизни, необходимы связи — как это было необходимо в аристократических системах. Высокая концентрация доходов и богатства отрицает демократию. Власть подотчетна лишь богатым.
Положив американскую демократию в карман Путина, американское политическое и предпринимательское руководство не только разрушило образ суверенности США. Оно разрушило ранее процветавшую американскую экономику, бывшую когда-то предметом зависти всего мира.
Где американцам обрести для себя руководство? Конечно же, не в Демократической и не в Республиканской партиях, не в СМИ и не в корпоративном сообществе. Но как тогда Соединенным Штатам конкурировать с Россией и Китаем, с двумя странами, располагающими хорошим руководством?
Станет ли война единственным ответом на вопрос?
Автор — Пол Крэг Робертс (Paul Craig Roberts), доктор экономических наук, в администрации президента Рональда Рейгана работал заместителем министра финансов США по экономической политике. В 1981—1989 гг. был автором экономической политики американского правительства, получившей название «рейганомика». Работал редактором и обозревателем газеты The Wall Street Journal, журнала Businessweek и информационного агентства Scripps Howard News Service. Вёл постоянную колонку в газете The Washington Times. Автор многочисленных книг, посвященных крупнейшим проблемам современности.
* По принятой в США традиции при характеристике жилья указывается количество спален; наличие отдельной гостиной подразумевается. Т.е., в данном случае речь идет о двухкомнатном доме.
Перевод Сергея Духанова