Командующий украинской Нацгвардией далеко не первый представитель нынешних украинских властей, который берется рассуждать о том, когда Россия начала готовить "захват" Крыма. Больше всего времени на это отвел Петр Порошенко. В феврале 2016 года он сообщил, что Россия готовилась к "аннексии" с 1991 года. "К захвату Крыма Россия тщательно готовилась с 1991-го. В течение первых двадцати лет украинская власть осознавала эту угрозу, но недооценивала", — сказал он. Активную помощь в "захвате", по словам Порошенко, оказал его предшественник Виктор Янукович, окружение которого было "настоящей пятой колонной", способствовавшей разрушению оборонной структуры всей Украины. Здесь, правда, стоило бы уточнить, что все же Янукович у власти был не с 1991 года. Да и нынешний украинский президент на высший пост в государстве не с улицы пришел.
Спустя год министр юстиции Украины Павел Петренко сообщил о собранных доказательствах подготовки к "захвату" в 2013 году. "Активная фаза по захвату Крыма началась еще в 2013 году. Нам удалось раздобыть доказательства", — рассказал он в феврале нынешнего года.
Но как следует из заявления бывшего председателя Службы внешней разведки Украины генерала армии Николая Маломужа, "у России были планы по захвату Крыма не военным путем еще в начале 1990-х, когда с помощью российских агентов готовился референдум, а так называемый "президент" Крыма Юрий Мешков должен был обратиться к руководству РФ с просьбой о присоединении полуострова к России".
Причем, по словам Маломужа, "для быстрого предотвращения этого сценария мы предприняли комплекс мощных мероприятий". "Пришлось ночью собирать оперативных сотрудников, группу "Альфа", поднимать внутренние войска, подтягивать пограничников на Керчь, подключать и другие спецподразделения МВД, чтобы остановить развитие событий", — рассказал он в одном из интервью в 2015 году.
Поскольку обозначения временных рамок в этой беседе не было, вероятно, проблему тогда в Киеве решили за одну ночь. Из чего можно сделать вывод, что тогда украинские власти были способны быстро принимать решения, начисто лишившись этого к 2014 году.
По словам все того же Маломужа, попытки "дестабилизации" в Крыму предпринимались и в дальнейшем. Но особенно активно — с приходом к власти Владимира Путина, "который возомнил себя собирателем русских земель и искал удобный момент для этого, рассчитывая на то, что большинство жителей Крыма поддержат присоединение его к России". Что, собственно, и произошло: подавляющее большинство жителей Крыма и Севастополя ясно высказались на референдуме в марте 2014-го.
В любом случае, если в Киеве и не только все эти годы сидели такие прозорливцы, то почему они ничего не предпринимали, разве что исключая рассказ Маломужа? То есть проблема существовала, настроения жителей полуострова все эти годы киевским властям были известны — но куда удобнее сейчас высчитывать, когда Россия начала строить планы по "аннексии" полуострова. Мы все видели и понимали, но ничего не делали — в надежде на что? Что настроения крымчан и севастопольцев вдруг изменятся?
Кстати, о настроениях. В Киеве едва ли не каждый день стараются поддерживать уверенность жителей полуострова в том, что в 2014 году они сделали правильный выбор. Относительно свежий пример — заявление заместителя главы Союза офицеров Украины Евгения Лупакова, который собрался топить российский Черноморский флот — и не только — с помощью списанных турецких подводных лодок. "Еще в 2005 году я выходил в море на турецкой подводной лодке, которую американцы передали туркам еще в 1945 году. Через 60 лет подводные лодки еще были в отличном состоянии. И когда я сейчас пришел на турецкую подводную лодку — она в отличном состоянии. А они ее списывают", — рассказал он.
По его словам, если бы у Киева было пять подводных лодок, "сегодня бы не было никакой угрозы с моря". "Сегодня в море нет силы страшнее, чем подводные лодки. За неделю это Черное море можно вдоль и поперек пройти, перетопить все, что есть российского в Черном море", — сказал Лупаков. И призвал поставить вопрос перед властью, дабы Киев обратился к Анкаре, чтобы получить подлодки, которые в Турции режут на металлолом.
Это, пожалуй, все, что надо знать об уровне нынешней украинской военной — равно как и любой другой — аналитики.