Чо это с ним?
Макрон: Путину нужен не слабый Запад, а великая Россия
Путин хочет возродить великую Россию, а не ослабить Запад, считает французский президент Эммануэль Макрон. В своём интервью европейским изданиям, в том числе и Le Figaro, он признался: «чудесного» диалога с российским лидером у него не выходит, но найти точки соприкосновения, в частности по сирийскому конфликту, удаётся. Бороться с терроризмом нужно сообща, вместе со всеми, особенно с Россией, заявил глава Франции.
Если окажется, что в Сирии используется химическое оружие, Франция осуществит удар по его запасам, пусть даже в одиночку, заявил Эммануэль Макрон во время своего первого большого интервью восьми европейским изданиям. Le Figaro, которая была в их числе, приводит точку зрения французского президента на будущее Европы и состояние международных отношений.
«Если вы обозначаете красные линии и не можете заставить их соблюдать, то ваше решение, получается, — быть слабым», — заявил Макрон о ситуации, когда США угрожали Сирии ответить на использование химического оружия. По его словам, тогда, в 2013 году, страны Запада говорили о своих красных линиях, но не предпринимали мер для их соблюдения, и именно это «развязало Владимиру Путину руки на других полях деятельности».
«Я уважаю Владимира Путина. У нас с ним был конструктивный разговор. У нас есть настоящие разногласия, в частности по Украине, но он также увидел мою позицию. Я с ним долго разговаривал с глазу на глаз как о международных вопросах, так и о защите НПО и свобод в его собственной стране», — рассказал Макрон. По его словам, всё прозвучавшее тогда на пресс-конференции сначала было высказано ими друг другу и сюрпризом для Путина не стало.
Кроме того, Макрон упомянул о нормандском формате, в рамках которого страны пытаются урегулировать украинский кризис. Так, встреча «нормандской четвёрки» запланирована перед саммитом G20. В урегулировании сирийской проблемы, в свою очередь, Макрон отмечает необходимость дипломатической и политической «дорожной карты», поскольку «решить этот вопрос лишь с помощью военных средств не получится». Он отмечает, что его собственное новаторство в данном случае заключается в том, что он не стал требовать отставки Башара Асада как предварительного условия для урегулирования, поскольку ему «никто не представил его легитимного преемника».
В свою очередь, Макрон объявил собственные цели в Сирии. Во-первых, это абсолютная борьба против всех групп террористов, «для искоренения которых нужно сотрудничество со всеми, особенно с Россией». Во-вторых, для него в приоритете установление стабильности в Сирии и отказ от навязывания демократии извне, чем, например, Франция безуспешно занималась в Ливии. В-третьих, Макрон обозначил собственные красные линии: использование химического оружия и доступ для гуманитарных миссий. И, наконец, он заявил, что стремится к установлению стабильности в Сирии в среднесрочной перспективе, а для этого необходимо уважение к правам меньшинств.
Чтобы добиться своих целей, Макрон признаётся, что готов вести диалог с любыми игроками и уже не раз общался с лидером Турции Эрдоганом, иранским президентом Роухани, с Владимиром Путиным. По его словам, «Франция не должна выбирать один лагерь в противовес другому — в этом её сила и исторически её дипломатия».
Так и с Путиным, когда они общаются, «чудесного» диалога не выходит, признаёт Макрон. «В чём мотив Путина? В восстановлении могущественного образа России, чтобы он мог править своей страной», — считает Макрон. По его словам, Россия и сама страдает от терроризма. Он не верит, что дружба Путина и Башара Асада нерушима. Вместо этого Москва стремится побороть терроризм и избежать установления на территории Сирии государства-изгоя, а потому между позициями России и Запада в этой сфере появляются точки соприкосновения. Долгое время Запад не мог найти выход из вопроса о статусе Башара Асада, но «Башар не наш враг, он враг сирийского народа».
Цель Владимира Путина, по словам Макрона, — восстановить великую Россию, поскольку именно в этом Путин и видит условие для выживания страны. Но при этом, по мнению французского президента, Путин вовсе не стремится ослабить Запад. Макрон считает, что преодолеть напряжённость можно, если делать совместную работу по борьбе с терроризмом в Сирии и наметить прорыв в вопросе настоящего урегулирования этого кризиса. «Я думаю, это осуществимо», — приводит его слова Le Figaro.