Woman. ru: А что будете делать вы?
Максим Виторган: А я буду как можно более заводно, легко и наглядно рассказывать о деятельности фонда. Буду говорить, на что конкретно пойдут деньги, собранные нами на этом концерте, о том, что уже сделано, о том, что планируется сделать. Есть сфера, которой, к сожалению, вообще не занимается государство, а если занимается, то абсолютно формально, — это сложнейшие вопросы социальной адаптации, профориентации, образовательной программы.
Woman. ru: И у вашего фонда есть программы, которые помогают с правильной профориентацией?
Максим Виторган: Да, есть. Но в этом смысле мы находимся в начале пути, и это огромная, адская работа, даже в масштабах тех нескольких детских домов и интернатов, которые находятся под нашим попечением. Но это надо делать.
Woman.ru: Что можете вы, как знаменитый актер, дать детям из детдомов? Чему научить?
Максим Виторган: Я пытаюсь дать людям шанс развиваться, пробовать себя в разных сферах жизни, чтобы после они могли сделать какой-то самостоятельный выбор касательно своего будущего. Делать выбор за них я не могу.
Не считаю нужным ездить по детским домам и рассказывать, как прекрасно быть артистом и как стать артистом, это не кажется мне какой-то продуктивной деятельностью, честно говоря.
Woman. ru: Если говорить о вашей актерской деятельности, один из самых ярких ваших проектов за последнее время — спектакль «В Бореньке чего-то нет…», в котором вы играете совместно с «Квартетом И». Ваш герой переживает глубокий душевный кризис. У него метания — тот ли он, кем он хотел стать, сделал ли он то, что хотел сделать в этой жизни. Было ли у вас когда-нибудь такое? Можете ли вы как-то себя проассоциировать с героем?
Максим Виторган: Ну, конечно, «Квартет И» всегда материал для спектаклей берет из своей или какой-то близлежащей, знакомой жизни, и этот случай — не исключение. Гадать, что именно от кого пришло, достаточно бессмысленно, потому что эти вещи разбросаны между героями. Моя личная тема из реальной жизни может быть явлена в каком-то другом персонаже. Но в целом, безусловно, мы говорим о каких-то вещах, которые хорошо знаем, которые происходили с нами.
Woman. ru: Когда вас, к примеру, терзают такие же внутренние переживания, как вашего героя — как с этим боретесь? Как преодолеваете тоску, грусть?
Максим Виторган: На самом деле противоречить этому может только сила воли. У тебя депрессия? Но не паралич же! Поэтому вставай и делай дело. Из всех действенных способов борьбы с упадническими настроениями я знаю только такой. Делай хоть что-то — занимайся спортом, убирай квартиру, рисуй, смотри кино. Масса вещей, чем можно себя занять! А вот когда будет паралич, все будет значительно сложнее.
Woman. ru: В «Бореньке…» играет также ваша дочь Полина. Роль эпизодическая, но все же — не могу не спросить: что вы думаете по поводу ее игры? Можете ли объективно судить?
Максим Виторган: Ну как я могу понять, объективно я сужу или необъективно? Я вообще достаточно строго отношусь к своим детям и требовательно, они это знают. Я не из тех родителей, которые: «Ой, какой рисуночек ты нарисовал, это же гениально!». И, может быть, это неправильно с психологической точки зрения.
Woman. ru: Ну, так хвалить, пожалуй, должна мама, не отец.
Максим Виторган: В любом случае, наверное, неправильно это — не умиляться ребенку. Но у меня вот так. Что же касается Полины как актрисы, то у нее есть ряд сложностей, связанных даже скорее с ее человеческими качествами, нежели профессиональными, которые могут ей помешать в карьере. Я знаю, мы говорили на эту тему. Но если она их преодолеет, то заткнет за пояс и дедушку, и меня и всех нас вместе взятых, она молодец. Но еще, конечно, очень важно везение в нашей профессии: надо оказаться в нужный момент в нужном месте и в нужной форме, рядом с нужным человеком. Вот чтобы все эти факторы соединились воедино. И это тяжело.
Но у Полины уже есть в профессиональной среде какое-то свое имя — у меня в 20 лет не было ничего подобного. Мне вот на «Кинотавре» многие режиссеры, актеры говорили про нее хорошие слова, хотя могли бы этого просто не делать.
Woman. ru: Слышать похвалу в адрес своих детей, наверное, даже приятнее, чем в свой адрес.
Максим Виторган: Понимаете, я давно уже сделал вывод, что какая-то негативная эмоция, связанная с детьми, переживаниями за них, настолько сильнее позитивной, что когда с ними все просто нормально, то мне уже хорошо. Я так боюсь, чтобы не было чего-то плохого! И вот эти переживания — они намного ярче, чем даже самая бурная радость за ребенка.
Woman. ru: Если бы у вас попросили совет касаемо воспитания детей, что бы вы посоветовали в первую очередь?
Максим Виторган: Главное — помнить, что это отдельный человек, который прямо с малолетства имеет свои права на очень многое, если не на все. Надо обладать его доверием и, конечно, пытаться изо всех сил стать ему просто другом — это самое важное. Не наставником, а именно другом. Это вам в жизни очень пригодится для того, чтобы уберечь детей от каких-то бед. А вообще я могу давать какие угодно советы, но это не значит, что я сам им следую.
Woman. ru: Как видеть личность и «отдельного человека» в ребенке, которому нет и года?
Максим Виторган: Это требует от родителя, чтобы он подавил свое эго. Это самое сложное вообще в принципе в человеческих отношениях. Это требует невероятного терпения, невероятной толерантности, какой-то взрослости, мудрости. Должны быть очень сильные человеческие качества, ведь быть родителем — это не команды давать и не советы раздавать, это значительно сложнее.
Woman .ru: Где же эта тонкая грань между уважением и вседозволенностью?
Максим Виторган: Как сказал когда-то Сергей Довлатов, я боюсь за точность цитаты, но смысл такой, что жизнь — это нащупывание границ добра и зла на собственном опыте, и как найти эту грань, я не знаю. Как-то очень аккуратно. Надо вообще быть очень аккуратным с детьми, очень аккуратным!
Woman .ru: Как оберегаете детей от излишнего внимания публики? Ведь за вашей семьей ведется постоянная охота.
Максим Виторган: Ну а как с этим бороться? Понимаете, люди следят за нашей жизнью через соцсети и СМИ, делают какие-то выводы. Но то, что можно прочесть в интернете, по сути не говорит о нас ничего. Никогда и никто не узнает из интервью чего-то такого, что действительно для меня и моей семьи важно, что является личным, сокровенным. Конечно, мы стараемся каким-то образом оберегать детей, а так, в общем, не обращаем на это внимание.
Woman .ru: Это требует серьезной душевной закалки!
Максим Виторган: Это, как минимум, требует, чтобы ты читал это все о себе. А я не читаю. У меня есть круг людей, к чьему мнению я могу прислушаться, кому я доверяю. А больше, в общем, ни в чем не нуждаюсь.
Знаете, например, люди пишут время от времени в комментариях у меня в соцсетях, предположим, как им не понравился спектакль «В Бореньке чего-то нет…» и для меня каждый раз загадка — зачем они это делают, на что они рассчитывают? Что я прочитаю и что-то изменю? Или что я перестану играть в нем. Почему им нужно, чтобы я знал об их мнении?
Woman .ru: Это и правда загадка.
Максим Виторган: Да нет, на самом деле, ответ лежит на поверхности. Люди так удовлетворяют собственное эго, никакой практической пользы в этом нет. Если спросишь их, зачем они это пишут, то все, что они смогут ответить, это: «Вам же нужно увидеть фидбэк зрителя, вы же работаете для нас!». А я вам честно скажу, зритель является важнейшей составляющей нашей профессии, но лишь одной из. В целом же артисты работают, потому что им интересно этим заниматься, потому что они это любят, потому что им нравится работать с коллегами.
Woman .ru: Переходя к более насущным темам: как вам удалось так сильно похудеть за последнее время? Считаете ли, что достигли своего идеала, или стремитесь еще сильнее сбросить вес?
Максим Виторган: Я горжусь, что поставил себе цель и за полгода ее достиг. Но пока я не собираюсь останавливаться. Я вообще перфекционист по натуре, так что стараюсь ни за что лишний раз не браться, потому что знаю: если возьмусь, то пойду до конца. В какой-то момент я очень завелся, и появился тренер, и все одно с другим совпало. Тогда я подумал: мне 45 лет. Надо либо красный феррари покупать уже лет через пять, либо худеть. Мужчине в 45-50 лет все равно что-то делать такое придется. Я выбрал дешевый вариант.
Woman .ru: Ну, кстати, не все думают, что привести себя в форму — это дешевый вариант. Почему-то есть стереотип, что поддерживать себя в форме дорого.
Максим Виторган: Это все ерунда на самом деле, все отговорки — мол, «у меня нет на это времени». Я в этом убедился на собственном опыте. Я вот сейчас, на «Кинотавре», не платя ни копейки денег, просто в номере на полу каждый день занимаюсь.
Набрал себе прекрасных упражнений, скачал специальное приложение на телефон, зашел на Youtube и смотрю ролики, тренируюсь. Уходит в день где-то в общей сложности минут 40. Ты не можешь найти 40 минут, чтобы это сделать? Или ты не можешь и отодвинуть от себя хлеб и не есть его?
Woman .ru: Расскажите и про ваше питание!
Максим Виторган: Питание для меня значительно более тяжелая часть, чем спорт. Но тут тоже можно вести себя по-разному: можно есть изысканную здоровую пищу в каком-то дорогущем специализированном ресторане, а можно вставать утром и варить себе овсянку на воде, как я это делаю.
Woman .ru: И не происходит «срывов»?
Максим Виторган: Ну как-то обидно уже — ты смотришь на свои результаты в зеркало и тебе становится жалко их потерять.
Woman .ru: У вас есть какая-то дополнительная мотивация?
Максим Виторган: Нет, у меня просто такой характер, вопреки, наверное, многим мнениям по этому поводу, учитывая такую сильную личность рядом со мной, как Ксения. Она-то как раз прекрасно знает, что на меня ни в коем случае нельзя давить, меня ничего нельзя заставить сделать.
Как только я чувствую давление, я начинаю сопротивляться и все, это конец. От меня ничего не добиться. Со мной можно договориться, но задавить меня невозможно. Ксении приходится это терпеть, заставлять себя не давить. Ведь крепкие союзы возникают тогда, когда люди друг другу дают возможность личностного роста. Для нее это перебарывание себя и есть личностный рост.
Woman. ru: Вам в сентябре исполнится 45 лет. Круглая дата!
Максим Виторган: Не круглая, а знаменательная, скажем так (смеется).
Woman. ru: В юбилей принято подводить итоги.
Максим Виторган: Ой, нет, нет, пожалуйста! (смеется). Не хочу, не хочу, бегу от этого всячески, заставляю себя этого не делать, убегать от этих мыслей.
Woman .ru: Почему?
Максим Виторган: Гнетет это все меня, поэтому не хочу. Вот представьте, у меня прекрасный младший сын, и будет ему 10 лет, а мне уже 55 тогда исполнится.
Woman .ru: Ну и что, это же только возраст! В наше время мужчины в 60 лет женятся на молодых красавицах и чувствуют себя прекрасно.
Максим Виторган: Это категория «красный феррари».
Woman .ru: Но все же говорят, что появление маленького ребенка у состоявшегося взрослого мужчины молодит его, есть такое?
Максим Виторган: Я не знаю, не думаю об этом. Но понимаю, что мне теперь надо какое-то время еще протянуть, чтобы сына взрослым застать. Потому что он, судя по всему, будет стоить того, чтобы видеть, как он растет.
Woman .ru: Вы бы хотели, чтобы он тоже в будущем попробовал себя в качестве актера?
Максим Виторган: Нет, я бы не хотел, чтобы мои сыновья шли в актерскую профессию. Мужчинам делать этого лучше не надо.
Woman .ru: Но как же вы сам?
Максим Виторган: Ну вот потому и говорю, лучше не надо (смеется). Я со знанием дела говорю.
Woman .ru: Тогда какую профессию посоветовали бы сыновьям?
Максим Виторган: Пусть будут, кем захотят. Я хочу, чтобы они сами делали свой выбор, сами брали на себя ответственность. Я не хочу в этом смысле никакого оказывать влияния, я просто хочу показывать различные возможности.
Woman .ru: Вот про возможности. У вас, все-таки, семья с громкими именами, большими связями, статусом. Должны ли дети этим пользоваться или всего должны добиваться сами?
Максим Виторган: Если мы говорим об актерской среде, то это настолько нереально, настолько непрактично! Ну вот что ты можешь сделать? Позвонить Олегу Павловичу Табакову и сказать «Возьми моего ребенка к себе в театр»? А Олег Павлович скажет: «И что я буду с ним делать? Он мне не нужен». Это так не работает совсем. Но, да, существует такой стереотип — и пусть люди так думают, не будем их разочаровывать.
У человека всегда найдется оправдание, почему он не богат, не успешен, не талантлив. Он будет искать причины во внешних факторах, и это понятная человеческая слабость. Редкие единицы ищут эти причины в себе. Потому что находя причины своих неудач вовне, человек спасает собственную самооценку. А нам выпала удача быть сильными, и это значит, что мы должны такими быть и относиться снисходительно к человеческим слабостям.
Хотя, конечно, бывает какое-то проникающее в твою жизнь хамство, крайне редко. И оно порой даже как-то тебя вдруг заводит. Но это уже значит, что попадает оно по больному месту, ведь тебя не могут обидеть вещи, которые тебя не касаются. Я не хочу говорить вам какие-то гадости (смеется), но вы обидитесь на меня только, если я попаду в какие-то ваши внутренние сомнения.
Woman .ru: Да, безусловно. Кстати, хотела еще спросить вас про дружбу, про окружение. В одном интервью Ксении читала, что у вас чутье на людей и вы тщательно выбираете, кого допускать к себе, а кого — нет.
Максим Виторган: Да, именно выбираю, как показывает практика.
Woman .ru: Как это происходит — интуитивно?
Максим Виторган: Да, интуиция. Как-то чувствую, понимаю — мой человек или не мой. И это не только совпадение взглядов или общность интересов. Бывает, что ничего этого нет, а тебе просто с человеком хорошо. Я в принципе это очень ценю — когда хорошо и все, необъяснимо хорошо, хорошо даже молчать — может быть, тебе не особо есть о чем с ним говорить, но тебе внутренне, душевно с ним комфортно, спокойно.
Woman .ru: Учитывая вашу профессию и то, что вам с Ксенией приходится часто посещать различные мероприятия, предположу, что светское общение дается вам непросто?
Максим Виторган: Для меня это очень тяжело. Я не умею это делать, не люблю это делать, более того, если человек вдруг мне неприятен, то… Ну в общем, я не умею вести себя в этом смысле (смеется).
Woman. ru: Можете сказать что-то резкое?
Максим Виторган: Ну нет, вряд ли, если человек не агрессивен по отношению ко мне или к людям рядом со мной. Но все же я не умею делать хорошую мину при плохой игре.
Woman .ru: То есть сразу понятно, что вы не расположены?
М