Эван Макмаллин убеждён, что верховный главнокомандующий мистер Трамп «больше заинтересован в защите Москвы». Недаром его администрация уже рассматривает открытие «двух шпионских объектов», запертых для русских президентом Бараком Обамой в конце декабря прошлого года (напомним, речь идёт о посольских дачах). Кроме того, напоминает автор, Белый дом намерен препятствовать продвижению законопроекта о новых санкциях в отношении России, одобренных в сенате.
Также эксперта и бывшего цээрушника пугают перемены в позициях избирателей-республиканцев: эти люди становятся «пророссийски настроенными». Соцопрос «Morning Consult» совместно с «Politico» позволил выяснить: 49% избирателей, поддерживающих Республиканскую партию, находят Россию или дружественной страной, или союзницей! И только 12 процентов считают её врагом. И если в 2015 году к Путину, по данным опроса «Gallup», относились положительно 12% республиканцев, то к февралю 2017 года доля таковых выросла до 32 процентов!
Вывод эксперта: становится трудно защитить страну от иностранного противника.
Однако спасение есть. Другие эксперты, прописанные в американском конгрессе, придумали целую стратегию по предотвращению российских ударов по американской демократии.
Демократы, члены Палаты представителей Адам Смит, Сет Моултон, Стефани Мерфи, Рубен Галлего и Джо Кортни обнародовали в журнале «Тайм» стратегию по противодействию «путинизму».
По мнению конгрессменов, Соединённые Штаты столкнулись с глобальным вызовом представительной демократии и свободы. Соответствующая угроза «исходит от путинизма».
«Путинизм» соавторы определяют как «философию диктатуры, слившейся с экономикой клептократии». Народ, загнанный в рамки подобной философии, рассматривается как масса, которой вход в правительство закрыт. Открытая экономика и транспарентность госуправления есть «идеологические препятствия», которые из системы устраняются ради обеспечения «безопасности автократии». Сторонники такого правления настроены агрессивно в адрес США, и действия автократов являются растущей угрозой американскому «образу жизни».
Далее делается вывод: США нужна эффективная стратегия, которая позволит отбить атаку агрессоров на систему мировой безопасности. Статья является как раз попыткой такую стратегию предложить.
Для начала соавторы показывают в деталях, какой враг противостоит мировой (читай: американской) демократии. Это идеология автократов, «близкая к фашизму». Такую идеологию нынче разделяют разнообразные «плутократы, клептократы, ультраправые националисты, профессиональные оппортунисты, государственная полиция и прочие секретные службы, вставшие у руля власти в своих государствах и приобретшие мировое влияние». Эта система намеревается разрушить демократические институты в мире. Питается она коррупцией, живёт в сетях влияния, стремится к личному обогащению. Права человека, структуры, обеспечивающие прозрачность, общественное благо — всё это чиновникам, командующим такой системой, не по душе. Примеры подобных идеологий авторы находят в «ИГ» (запрещено в РФ), Северной Корее, Китае, Иране. «Путинизм» выделяется особо.
«Путинизм» эксперты (в своей серьёзности они сходятся с Макмаллином) называют «особенно серьёзной угрозой». Аргумент: «путинизм» имеет экспансионистский характер. Вот примеры: государство русских «аннексировало Крым», а также «часть грузинской территории». Эту экспансионистскую идеологию русские спецслужбы экспортируют по всему миру, желая подорвать позиции демократии. Пиком экспорта стало «серьёзное вмешательство Москвы в американские выборы» и «в выборы в других государствах мира». Идёт «наступление путинизма», и демократии в мире рискуют оказаться «беспомощными».
Но вот хорошая новость: ещё не поздно «адаптироваться» и «защититься». Справиться с путинизмом можно, уверены авторы. Есть несколько рецептов противостояния Кремлю.
1. Следует дать понять России, что ценности США — фундамент американской политики. Действия Вашингтона должны быть обусловлены верой в представительную демократию, свободу личности, транспарентность и общественное благо.
Правда, сотрудничество «с партнёрами и союзниками», не разделяющими объявленных ценностей, тоже допускается. Компромиссы — неотъемлемая часть взаимодействия с другими государствами. США могут идти на компромиссы, чтобы достичь своих целей в области национальной безопасности.
2. «Абсолютно необходимо» достигать целей вместе с участниками альянсов и партнёрами. Институты, которые раньше помогали поддерживать демократию, должны делать это и теперь.
Правда, есть один минус: Америка уже не обладает в мире существенным военным и экономическим перевесом. Авторы даже назвали США «жертвой собственного успеха». Вот беда для Америки: «другие страны» догоняют США. Почему так происходит? У соавторов есть ответ: другие преуспевают «благодаря порядку», который «создали в двадцатом веке» американцы. Даётся совет: признать многополярность, а затем «использовать её для своей выгоды». Сделать нужно следующее: выстроить альянсы и партнёрства, а затем через них действовать. Необходимо найти возможности адаптировать глобальные институты к геополитическому сдвигу и создать институты новые, которые способствовали бы противостоянию путинизму.
3. Наряду с противостоянием путинизму Вашингтон должен обеспечить как благополучие, так и безопасность своего собственного народа, а также народов союзников и партнёров.
Однако это «чрезвычайно сложная задача». Чтобы её решить, следует «быть упорными». Противостоя «распространению путинизма», США должны вкладывать средства в международную безопасность: союзники по НАТО и партнёры получат таким образом гарантию защиты «от военной агрессии России». В этом контексте необходимо «разработать стратегию противостояния России военными методами» и учесть при этом «планирование борьбы с русскими кибератаками», а также пропагандой и гибридными методами войны.
4. Нельзя забывать о дипломатии, поскольку путинизм не преодолеть одной военной мощью. Также нужно делать ставку на экономическое развитие и укрепление гражданского общества.
Здесь сыграет роль Госдепартамент, чьи новые механизмы будут работать во имя свободы прессы и борьбы с путинской пропагандой. Отдельно будет поддерживаться создание институтов по борьбе с коррупцией.
5. Эксперты хотят, чтобы демократические страны имели здоровые экономики. Это послужило бы контрастом для кланово-олигархического капитализма государственнического толка — типа того, что действует в экономически слабой России, пропитанной «путинизмом».
Из материала становится ясно, что господа конгрессмены горят желанием сформировать и реализовать соответствующие подходы, чтобы «путинисты» не могли выиграть идеологического соревнования. Победа США позволит создать «лучший мир».
Шестым пунктом, однако, должно быть объявлено противостояние внутренним врагам народа — республиканцам, поскольку не кто иной, как мистер Трамп и его советники, готовы резать бюджет Госдепартамента, а, значит, и бюджеты рупоров вашингтонской пропаганды и разного рода НКО, действующих под маркой Госдепа по всему миру во имя свободы слова и прав человека. Пока американские демократы и республиканцы («партия Путина») не прекратят делить родное общество на две части, вместо борьбы с путинизмом у них будет пожирание собственного хвоста.