- Почему же тогда Трампа даже в самих США называли «пророссийским кандидатом»?
- Это такая сказка, которую любят распространять на Западе, чтобы показать, будто «Путин ошибся в своих расчетах». Хотя абсолютно ясно: и при Трампе, и при любом другом лидере США они будут видеть в нас опасного и даже враждебного мирового игрока, так как только у России есть сопоставимый с американским ядерный потенциал и военно-промышленный комплекс. Кроме того, из всех стран только мы и США покрываем весь спектр фундаментальной науки.
- А как же Китай?
- Они пока лишь на подходе. Фундаментальные науки - это школы математики, физики, химии, которые способны не копировать чужое, а самостоятельно делать новые теоретические открытия. Россия начала создавать свой научный потенциал с середины XIX века, представьте, сколько времени придется потратить КНР. Собственно, и США решили эту проблему во многом за счет немецких ученых, вывезенных за океан после 1945 года, и интеллектуалов из других стран, получивших огромные гранты.
ОПАСНОСТЬ КОНФЛИКТА ПОВЫСИЛАСЬ
- Но бывали же моменты, когда мы были союзниками, а не противниками.
- Пожалуй, отношения с США у нас всегда были напряженными. Давайте вспомним доктрину Монро 1823 года (о том, что в Северной Америке невозможна экспансия других стран. - Ред.). Она затрагивала именно нас, потому что американцы боялись продвижения России с Дальнего Востока в сторону Калифорнии и Гавайских островов. Даже во времена антигитлеровской коалиции у нас не было союзного договора с США. Только декларация о взаимопомощи. И, несмотря на совместную борьбу с фашизмом, Вашингтон, например, не признал Прибалтику территорией СССР.
- В чем особенность нынешнего периода?
- Как ни парадоксально, но сейчас опасность конфликта двух стран гораздо выше, чем в годы холодной войны. Раньше существовал баланс. Друг другу противостояли два примерно равных по мощи блока: НАТО во главе с США и Варшавский договор, где лидерствовал СССР. Начинать прямое глобальное столкновение с использованием ядерного оружия было бы безумием. Допустим, мы обменялись ядерными ударами, уничтожили 20 - 30 городов, а что дальше? Оккупировать друг друга в то время (да и сейчас) ни мы, ни они технически не могли. Если речь шла об ограниченной войне, например в Германии или Японии, то она дала бы победителю малопригодную для жизни территорию, требующую колоссальных затрат на ее восстановление, и привела бы к краху всего мирового порядка. Эта игра не стоила свеч. Односторонние локальные войны (их во Вьетнаме и наша - в Афганистане) тоже показали их заведомую проигрышность. Однако теперь американцы прекрасно отработали технологию свержения неугодных режимов за счет прогресса в развитии высокоточного оружия, создания всевозможных мобильных подразделений. Поэтому наши интересы с американскими могут фатально схлестнуться где-то в третьей стране, как, например, в той же Сирии.
ГЛАВНОЕ - НЕ ПОУБИВАТЬ ДРУГ ДРУГА
- Чего мы должны добиваться в отношениях с США?
- Выработки страховочных механизмов, чтобы наше противостояние, если уж оно задано исторически, было хотя бы системным (как в 1960 - 1980-е годы) и мы смогли избежать его перерастания в тотальную или крупную региональную войну.
- Обоснованы ли претензии Вашингтона на «однополярный мир» или, как они это называют, «особую миссию США»?
- «Однополярный мир» еще никогда не существовал, это миф. В наше время Pax Americana может быть только при трех условиях - когда ни одна страна не сможет даже теоретически уничтожить США, если будет ликвидирована ООН в ее нынешней конфигурации, а также международно узаконено право США вмешиваться во внутренние конфликты по всему миру. Но свою заявку на «однополярный мир» Вашингтон продолжает сохранять. И пока это продолжается, любая повестка отношений между Россией и США останется негативной: главный вопрос - как бы нам ни подраться. Позитива, как показала практика, у нас нет.
- Может, нам тогда нет смысла делать хорошую мину при плохой игре?
- Чем больше мы делаем эту «мину», тем больше в США растет мнение, что Россия слаба и на нее надо давить. Американская политическая культура - это культура кольта. Если ты можешь достать револьвер в ответ, то ты крутой парень, если нет - слабак.
- Но все же, может быть,Трамп как «несистемный» президент переломит тенденцию в наших отношениях?
- Про Обаму тоже говорили: афроамериканец, нетипичный, «несистемный» представитель элиты. Мы обо всех президентах США говорим одно и то же. Сначала - наконец придет вот этот и улучшит отношения, а потом разводим руками - хуже, чем при Клинтоне (Буше, Обаме), быть не может. Мы-то в глубине сознания не считаем конфронтацию с США нормой. Часто пишут, что, мол, нашему двустороннему сотрудничеству издавна мешают банкиры с Уолл-стрит, ястребы в Пентагоне, даже масоны, но не американские госинстинуты как таковые. Но надо понять, что наш извечный соперник - само американское государство, что у нас несовместимость стратегических интересов.
Ссылка