По информации издания, Соединённые Штаты собираются повысить пошлины на ряд китайских товаров и услуг, пересмотреть лицензии, выдаваемые китайским компаниям, и расследовать незаконные с точки зрения Америки практики, которые китайская сторона якобы применяет по отношению к американским фирмам.
NYT утверждает, что причиной разработки новых антикитайских санкций стала неудовлетворённость администрации Трампа тем, как КНР вела дела с Северной Кореей. По мнению Белого дома, Китай оказывает недостаточное давление на КНДР с целью заставить её отказаться от ядерной программы.
Ещё одна причина — собственно экономическая политика Пекина, от которой, по убеждению Трампа и его окружения, США проигрывают.
Ранее о подготовке подобного плана сообщало и издание Politico. По информации газеты, его подготовкой руководил старший политический советник президента США Стив Миллер. Необходимые консультации ему оказывали экономический советник Трампа Питер Наварро (ярый противник Китая) и главный стратег Белого дома Стивен Бэннон.
«Китай ещё до России испытал санкционную политику США, — отметил в интервью RT эксперт Центра исследования проблем мирового социализма Академии общественных наук КНР Евгений Грачиков. — 4 июня 1989 года произошли известные события на площади Тяньаньмэнь, и Запад ввёл санкции против Китая».
«Запад до сегодняшнего дня не отменил эти санкции, они касались поставок вооружения и технологий двойного использования в Китай. Китай живёт под санкциями с 1989 года», — отмечает эксперт.
По мнению политолога, позиция КНР по американским ограничительным мерам против России обусловлена в первую очередь собственным опытом нахождения под санкциями. Кроме поддержки нашей страны, которую официальный Пекин считает своим стратегическим партнёром, КНР посылает США сигнал о неприемлемости новых санкций в отношении себя.
«Китай отдаёт себе отчёт, что после того, как он набрал вес, авторитет, экономическую силу, рано или поздно Запад будет подвергать Китай дальнейшему давлению, против Китая будут применяться дополнительные санкции. Китай опасается этого», — утверждает Грачиков.
Европа на перепутье
Против новых санкций США выступил и ряд европейских стран. Накануне об их неуместности заявил МИД ФРГ. «Противоречащие международному праву экстерриториальные санкции мы не приемлем», — сообщили в пресс-службе ведомства. С критикой нового американского закона выступила и министр экономики Германии Бригитте Циприс. Она также подчеркнула, что эти санкции нарушают нормы международного права.
Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль отметил, что США, вводя новые ограничительные меры против России, продвигают собственные экономические интересы, в частности, бьют по реализуемым совместно с РФ энергетическим проектам европейцев. Таким способом, полагает Габриэль, Америка вынуждает Старый Свет увеличить поставки сжиженного газа из Соединённых Штатов.
«Санкционная политика не является подходящим или же уместным инструментом для продвижения национальных интересов в области экспорта или же собственной энергетической отрасли», — подчеркнул Габриэль.
«Разногласия (между США и Европой) усиливаются, — прокомментировал в беседе с RT заявления немецкой стороны ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин. — Насколько Зигмар Габриэль аккуратен в своих высказываниях, насколько лоялен своим заокеанским партнёрам, и такие заявления в контексте характера данного персонажа говорят о том, что градус недовольства германского бизнеса, выразителем интересов которого как раз и является Зигмар Габриэль, достиг точки кипения».
С критикой американских санкций выступал также МИД Франции и австрийское внешнеполитическое ведомство. «Санкции США против России повлияют и на европейские компании. Австрия имеет серьёзные сомнения в необходимости этого шага», — утверждает глава МИД Австрии Себастьян Курц.
Раскритиковал новый закон США и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. После подписания Трампом нового закона о санкциях он подчеркнул, что ЕС оставляет за собой право принять ответные меры, если интересы европейских компаний будут ущемлены.
В Китае считают, что ухудшение отношений между США и ЕС может сблизить Россию и Европу.
«Ужесточение Вашингтоном санкций против России затрагивает интересы энергетической безопасности Европы, что вызвало недовольство европейских стран. В такой ситуации Россия вполне может найти способ укрепить отношения с европейскими государствами и тем самым компенсировать спад в отношениях с США», — передаёт «Синьхуа» точку зрения на этот вопрос научного сотрудника Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук КНР Ли Юнхуэя.
По мнению Александра Камкина, у такого сближения есть свои пределы, поскольку «конфликт ценностей и интересов между Россией и ЕС более глубок, чем спор с США по санкционной политике».
Однако новые санкции отделяют страны Западной Европы от США, отмечает он, в результате чего они не будут их соблюдать.
«Какие-то контрасанкции — это вряд ли, — комментирует Камкин возможный ответ ЕС на санкционный пакет США. — А вот обойти или не участвовать в санкциях США — такое можно предвидеть».
Изоляция сближает
Президент Соединённых Штатов Дональд Трамп также не удовлетворён новым законом, который провёл конгресс.
«Ограничивая гибкость исполнительной власти, этот закон затрудняет США заключение хороших сделок ради народа Америки и ещё больше сближает Китай, Россию и Северную Корею», — заявил американский президент сразу после подписания закона о санкциях.
Действительно, после введения антироссийских санкций предыдущей президентской администрацией политическое и экономическое сотрудничество Китая и России активизировалось. На внешнеполитической арене оба государства ещё с 2014 года вместе противостоят санкционному давлению.
«В 2014 году Китай был единственной крупной страной, которая нас поддержала и сразу же дала кредиты на несколько сотен миллиардов долларов по газовым и нефтяным контрактам, — напоминает Евгений Грачиков. — Россия поняла тогда, что она сможет выжить, что у неё есть такой стратегический партнёр и союзник».
По мнению эксперта, дальнейшее политическое, экономическое, военное давление США на Россию и Китай, как и угрозы новых санкций, только сближают КНР с противниками Соединённых Штатов. Тем более что при Си Цзиньпине на первый план среди внешнеполитических приоритетов Поднебесной вышли не экономические интересы, объективно сближающие Китай с США как главным рынком сбыта, а политические.
Видение же мирового будущего Си Цзиньпином принципиально отличается от американской однополярной модели. «Китай вынужден солидаризироваться с Россией и Ираном, и санкции объективно способствуют тому, что Россия и Китай объединяются», — утверждает Евгений Грачиков.
Директор Центра евразийских, российских и восточноевропейский исследований Джорджтаунского университета Анжела Стент опасается, что новые антироссийские санкции США поспособствуют усилению разлада между Соединёнными Штатами и их европейскими союзниками и сломают ранее выстроенные механизмы давления на РФ.
«Некоторые официальные лица в ЕС предупреждают, что Евросоюз может пересмотреть свой собственный санкционный режим, дотошно разработанный вместе с администрацией Обамы, если Соединённые Штаты продвинутся с принятием этого законопроекта», — отмечала она ещё до того, как скандальный документ был принят обеими палатами конгресса США и подписан президентом.
Кроме того, санкционное давление сближает Москву и Тегеран, отмечает автор Forbes Уэйд Шепард. За 2016 год товарооборот между двумя странами удвоился до 155 млн. долларов.
Иран, приступающий к масштабным проектам по созданию инфраструктуры и развитию нефтегазодобычи после достижения сделки по отказу от ядерной программы, нуждается в иностранных инвестициях, однако американские компании в эту страну идти не могут из-за собственных санкций. Зато их нишу занимают европейцы, а также русские и китайцы.
Американцы теряют возможные источники прибыли, а самое главное — инструменты давления на Тегеран, Москву и Пекин.
Использование санкций в XXI веке, по мнению Шепарда, ведет Америку к самоизоляции.
«В нашу эру массовой трансграничной торговли и инвестиций страны приобретают рычаги давления и влияния друг на друга через усиление экономической активности и совместные проекты развития. В этой перспективе те, кто вводит санкции, выводят сами себя из игры и оставляют всё на столе своим противникам, чтобы они могли увеличить свою силу и власть», — отмечает аналитик Forbes.
«Китай знает это, Россия знает это. Путин, наверное, должен поблагодарить конгресс США», — утверждает американский эксперт.
Против самих себя
То, что новые и старые американские санкции не только не усиливают позиции США, но и объективно бьют по их интересам, заявляют и другие американские эксперты.
Старший научный сотрудник Института Катона и бывший помощник Рональда Рейгана Даг Бэндоу в статье для издания The National Interest отмечает, что санкции, во-первых, неэффективны, а во-вторых, поскольку они ограничивают американский бизнес, ведут к экономическим потерям для самих США.
«Экономические наказания обычно вредят американцам, лишая их возможностей ведения бизнеса и трудоустройства. И урон становится ещё больше от того, что иностранные компании замещают американские.
Иногда эта смена влечёт геополитические последствия: например, Китай и страны Персидского залива захватили ведущие позиции в Судане, который долгое время был субъектом изнурительных финансовых санкций Вашингтона», — подчёркивает американский политолог.
Как утверждает в своей колонке для The Washington Post американский внешнеполитический обозреватель Дэвид Игнатиус, санкции, слишком часто используемые Соединёнными Штатами как механизм давления, начинают вредить самим США. Он, как и Бэндоу, отмечает, что опыт использования США санкций оказался неудовлетворительным. Другие государства видят, что предыдущие ограничительные меры ничего не меняют, что только ослабляет политические позиции Америки.
Санкции работают только тогда, когда их можно оперативно снять в случае изменения политики государства-антагониста в желательном направлении, отмечает Игнатиус. Новый же закон, который Трамп был вынужден подписать, предполагает снятие ограничительных мер решением конгресса. Даже если Россия пойдёт на уступки Трампу и Тиллерсону, конгресс может и не снять эти санкции.
Таким образом, Трамп просто не может использовать санкции как аргумент в политической игре с Россией в интересах Соединённых Штатов. Как инструмент воздействия они становятся бесполезными.
Кроме того, после ограничения доступа попавших под санкции государств к американским финансовым механизмам, расширения списка таких государств и их компаний и введения санкций против компаний третьих стран, сотрудничающих с Россией, Ираном и КНДР, «санкционный механизм в дальнейшем рискует подорвать господство доллара и финансовых институтов США», — отмечает Washington Post.
Ограничения заставляют искать экономические альтернативы.
О том, что эти опасения небеспочвенны, говорит заявление замглавы МИД России Сергея Рябкова, сделанное им сразу после того, как новый санкционный пакет был принят сенатом США. «Санкции США против России будут лишь подталкивать РФ к созданию альтернативной экономической системы, при которой доллары в расчётах будут не нужны», — заявил российский политик.