Ведь он потом не зря напомнил, что новый закон о санкциях не только ограничивает его властные полномочия в проведении выгодной США внешней политики, но и именно этим ограничением наносит вред стране – ссорит с уже имеющимися союзниками и отталкивает потенциальных партнеров. «Ограничивая гибкость исполнительной власти, этот законопроект затрудняет для Соединенных Штатов задачу заключения выгодных для американского народа сделок и приведет к значительному сближению позиций Китая, России и Северной Кореи», – предупредил всех Трамп. И огласил свою линию поведения: «Моя администрация, в частности, ожидает, что Конгресс воздержится от использования этого ошибочного законопроекта, чтобы помешать нашей важной работе с европейскими союзниками для разрешения конфликта на Украине и использовать его для того, чтобы помешать нашим усилиям по устранению любых непредвиденных последствий, которые могут возникнуть для американских предприятий, наших друзей или наших союзников».
И вот из этих слов понятно, что, во-первых, Трамп не позволит себе растерять партнеров в Европе безумным диктатом. Нет, он готов действовать, как бульдозер, там, где это выгодно США: проталкивать в Европу американский сжиженный газ взамен российского, предлагать пенсильванский уголь (как Украине – по завышенной цене), навязывать партнерам по НАТО американское оружие и т. д. Но в то же время он готов и к «усилиям по устранению любых непредвиденных последствий», возникающих в связи с этим диктатом. То есть Трамп уже на стадии подготовки санкционного закона консультировался с партнерами по Евросоюзу, чтобы не оттолкнуть их не вызвать демонстративных американо-европейских распрей, так нежелательных на фоне усиливающегося мирового антиамериканского «бунта».
И Евросоюз уже, по крайней мере на словах, оценил такое поведение Трампа и США. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер даже публично выразил удовлетворение принятым санкционным законом за то, что он... учел пожелания Евросоюза. «Я заявил на саммите G7 в Таормине и на саммите G20 в Гамбурге: если американцы продолжат (принимать новые санкции против России, а они затронут интересы ЕС. – Авт.), мы будем готовы адекватно реагировать в считанные дни. В результате значительная часть предполагаемых санкций против России была снята. ...В принципе, законопроект был смягчен после того, как ЕС выразил свою обеспокоенность», – констатировал Юнкер. И в то же время, по данным даже украинского агентства УНИАН, болгарка, один из трех основных спикеров Европейской комиссии, Мина Андреева подтвердила: «Есть четкие обязательства (со стороны США. – Авт.) консультироваться с союзниками. Это будет происходить в каждом конкретном случае, когда санкции будут применяться. Это даст нам возможность посмотреть, будет ли влияние на европейские проекты или проекты с европейским участием, что может повлиять также на энергетическую диверсификацию в Европе, и где мы можем выразить нашу обеспокоенность. ... Мы будем рассматривать каждый конкретный случай (применения санкций. – Авт.). Если будет необходимость реагировать – наша реакция будет зависеть от конкретных мер. Но, прежде всего, есть обязательство консультироваться с нами».
И даже если предположить, что эти заявления – лишь хорошая мина при плохой игре, словесная завеса над тем, что ЕС опять прогнулся под Америку, то есть и обнадеживающие факты. Вот один яркий пример: руководитель группы поддержки Украины в Еврокомиссии Питер Вагнер сообщил, что Еврокомиссия, уже утвердила свое предложение о получении мандата от государств-членов на проведение переговоров с Россией по проекту «Северного потока-2» («СП-2») и в настоящее время обсуждает его со всеми государствами – членами ЕС. А США особенно рьяно выступали против строительства именно «СП-2», так как хотели продать ЕС свой газ вместо российского. И Польша была против, накладывая вето. Но ЕС решил по-своему. Он и хочет убрать российское газовое доминирование в Европе, но пока не может из-за дороговизны альтернативного газа. Поэтому Высший земельный суд Дюссельдорфа 1 августа 2017 года снял ограничения по использованию Россией мощностей газовой системы Opal, соединенной с «Северным потоком-1» («СП-1»). Этот уже построенный трубопровод из России в Европу, способен перекачивать до 55 млрд. кубов газа в год в газотранспортную систему Центральной и Западной Европы. И теперь с переходом Opal под контроль России почти на 90% монополия «Газпрома» стала еще ощутимее.
А все еще и потому, что пять европейских компаний (французская Engie, австрийская OMV, англо-голландская Royal Dutch/Shell и немецкие Uniper и Wintershall) пообещали вложить в «СП-2» по 950 млн. долл. И получить неслабую прибыль оттого, что без российского газа Европа пока жить не сможет. А деньги в Европе, особенно в «старой», считать умеют и любит. В частности, Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) выразила несогласие с новыми санкциями против России, поприветствовала готовность США советоваться с ЕС и призвала отделять бизнес от политики. «АЕБ выражает свое несогласие по поводу экономических санкций со стороны США. ...Ассоциация призывает глав государств и правительств ЕС, США и России выработать новую линию поведения, которая позволила бы отделить бизнес от политики и найти общее, взаимоприемлемое решение в духе мира и согласия». А это уже серьезное заявление – оно говорит о тенденции...
Во-вторых, – и это главное для Украины! – с каждым днем становится все очевиднее, что Трамп, может быть, и вынужденно антироссийский, но при этом аж ничуть не проукраинский, чему уже обрадовались и забились в конвульсиях радостной страсти в Киеве. Вот эти слова Трампа о «нашей важной работе с европейскими союзниками для разрешения конфликта на Украине», конечно, можно расценивать так, что США продолжат использовать Украину как военизированный и агрессивный наконечник в глобальном стремлении ограничить Россию и ее влияние. А раз «наконечник» хочет «кушать», то его надо и поддерживать «пропитанием» – оружием, политической и дипломатической поддержкой, кредитами, займами и т. д.
На это и расчет киевского режима. Но расчет может оказаться напрасным и ошибочным, потому что уже сейчас есть предпосылки к тому, что США легко и непринужденно используют Украину как разменную монету. Когда Россия не прогнется под санкциями. И когда США понадобятся какие-то видные успехи на других геополитических фронтах планеты, а успехи эти будут невозможны без американо-российского сотрудничества. Вот тогда все и возможно – случится та «Большая сделка», о которой все говорят после двухчасовой встречи Трампа с президентом Владимиром Путиным в Гамбурге.
И все уже просматривается. Официальный представитель Госдепа Хезер Науэрт привела пример успешного американо-российского сотрудничества в контуре этой «Большой сделки» – перемирие «на юго-западе Сирии, которое соблюдается уже почти месяц», и согласие на три зоны деэскалации в этой стране. США, как известно, в курсе этих зон и поддерживают данную договоренность, даже надеясь, что появится «возможность доставки гуманитарной помощи в эти области». Более того, пока госсекретарь США Рекс Тиллерсон после принятия санкционного закона, бурно и негативно воспринятого в России, «утрясает нюансы» с главой МИД России Сергеем Лавровым, Госдеп США уже обозначил главную линию, которая непосредственно касается Украины:
а) та же Науэрт отказалась соглашаться со словами премьер-министра России Дмитрия Медведева о том, что с новым законом о санкциях между Москвой и Вашингтоном началась «полноценная торговая война». «Если Россия такое говорила, то она, конечно, имеет право говорить, но больше на эту тему я ничего не могу сказать», – сообщила она. А другой высокопоставленный представитель Госдепа заявил журналистам более откровенно: «Определенные лица из определенных стран говорят такие радикальные вещи. Это не объявление войны»;
б) Науэрт отказалась подтвердить информацию о том, что Госдеп и Пентагон якобы одобрили поставки оружия (противотанковых ракет и другого вооружения) Украине, как об этом сообщило издание Wall Street Journal со ссылкой на американских чиновников. «Я не могу этого подтвердить. Мы не представляли оборонительного оружия, но и не исключали такой возможности, такая возможность по-прежнему рассматривается», – только и сказала она. Утешением же Киева могут служить разве что эти слова г-жи Науэрт: «То, что мы хотим найти зоны взаимодействия и улучшить отношения с Россией, где это возможно, ведь они еще и ядерная супердержава, не значит, что мы будем закрывать глаза на плохие действия, в которые они вовлечены, такие, как в Украине. ... Вопрос Украины – очень важный и мы будем продолжать требовать ответственности России. Мы только что назначили Курта Волкера, чтобы он разобрался с частью проблем».
И все! Как говорят в Одессе, есть большая разница между «я тебе дам» и «на тебе». Это в полной мере касается и России, и Украины. Но обещают им разное и дают тоже по-разному. В частности, газете «Ведомости» стало известно, что после того, как упомянутый выше Opal перешел в использование «Газпрома», российский монополист продолжил медленное, но неуклонное сокращение своего газового транзита через украинскую территорию. Уже 2 августа текущего года средняя загрузка трубопровода Opal выросла с 2,337 млн. кубометров в час до 2,976 млн., а в суточном выражении – с 56 млн. до 71,5 млн. кубометров. А если будет выкуплен весь разблокированный Opal, то дополнительно через газопровод можно прокачать 33,3 млн. куб. м в сутки, или чуть больше 12 млрд. куб. м в год.
И это осуществляется за счет сокращения транзита российского газа через Украину. По данным словацкого оператора Eustream, заявка на транзит российского газа через газоизмерительную словацкую станцию «Вельке-Капушаны» на границе с Украиной на 3 августа сократилась с 161 млн. до 147,6 млн. кубометров (сокращение на 13,4 млн. кубов). Если транзит через Украину вообще обмелеет, то она ежегодно может терять по 400 млн. долл. платы за транзитные услуги. А Россия уйдет в «СП-1», а потом и в «СП-2». По всяким причинам, но главная из них – и экономическая: тариф на транзит по «Северному потоку-1» составляет 2,1 долл. за 1 тыс. кубометров на 100 км, а по территории Украины – 2,5 доллара. Вот и считайте, рассчитывайте. С учетом того, что глава «Нефтегаза» Юрий Витренко собирается еще требовать от «Газпрома» увеличения тарифа на транзит по Украине. И кого поддержит Европа, если возникнет опасность дефицита газа по украинской вине?
Ну и, наконец, в-третьих, Трамп может позволить себе быть и проамериканским, и «протрамповским», отстаивающим свое видение курса США, потому что он всегда может опереться на Конституцию. Именно она разграничила полномочия органов властей, а последний санкционный закон посягнул на полномочия именно президента и всей исполнительной власти. Госдеп, по словам г-жи Науэрт, уже подтвердил, что администрация президента США Дональда Трампа, «как и предыдущие администрации, республиканские и демократические, выразили обеспокоенность» желанием Конгресса США принимать решения относительно санкций, ограничивая действия Белого дома и Госдепартамента. При этом Науэрт заявила, Трамп «подписал закон, и мы, конечно, будем ему следовать». Но как! Главное – в том, что сам Трамп уже недвусмысленно намекнул, что «творцы нашей Конституции передали международные отношения в руки президента, данный законопроект (закон о санкциях. – Авт.) докажет мудрость этого выбора». А значит, Трамп фактически уже заявил, что он будет действовать так, как выгодно ему и его политике. А если Конгресс или кто-либо еще будут обвинять его в нарушении закона, то он может обратиться в Верховный суд США и добиться признания неконституционными ряда его положений. В США это вполне возможно. Там судебная власть независима, что она уже доказала даже при Трампе, ограничивая и запрещая его инициативы, когда они противоречили законодательству. То же самое может ожидать и конгрессменов, если они чересчур раздухарятся в борьбе с Трампом...
...И конечно же, все еще будет меняться, корректироваться отдельными высказываниями как «голубей мира», так и «ястребов войны», непредсказуемым поведением отдельных политиков. Но тенденция, рассчитанная на перспективу, неутешительная для Киева. США в любом случае будут защищать свои интересы, а не украинские.