Очевидно, сам Трамп прекрасно понимает, что возможности давления на Россию Конгресс его лишил. То есть Конгресс-то хотел как лучше, т.е. лишить Трампа возможности сотрудничества с Россией - но получилось как всегда. Всё, что осталось Трампу на российском направлении - пожаловаться в своём заявлении на то, что в принятом виде закон "…ограничивает гибкость исполнительной власти, затрудняет заключение США хороших сделок ради народа Америки".
Зато на европейском направлении - напротив, кое-какие перспективы появились. Ведь сама суть санкций состоит в том, что наказываться будут вовсе не российские физические и юридические лица, а вовсе даже наоборот – граждане и фирмы других стран, сотрудничающие с Россией в некоторых областях. И именно исполнительной власти, т.е. президенту США и подчинённым ему министерствам, агентствам и спецслужбам, вменяется в обязанность таких нарушителей санкций обнаруживать и наказывать в соответствии с новым законом. Или не наказывать – если, по мнению президента, они попадают в число исключений или если наложение санкций повредит национальным интересам США.
Тут у Трампа появляется возможность вступить с европейцами в переговоры, тем более что в текст закона особо внесено требование вводить санкции "…при взаимодействии с союзниками Соединенных Штатов". И во время переговоров сделать европейцам предложение, от которого они не в силах будут отказаться, то есть применить ту самую «большую дубинку», которая готовилась для Москвы и не пригодилась - но не пропадать же добру. Трамп может предложить европейцам сделать для экономики США (и заодно для политического капитала Трампа) нечто настолько приятное и полезное, что отказ от применения санкций к европейским резидентам будет воспринят антитрамповской прессой и Конгрессом как минимум с нейтрально, если не с восторгом.
Например, приятным и полезным мог бы стать тот же американский сланцевый газ – в обмен на неприменение санкций европейцы возьмут на себя обязательство гарантировать закупки какого-то количества. В этом случае дополнительным аргументом для Конгресса мог бы стать тот довод, что Европе не только втюхали сланцевый газ с пользой для американской экономики, но и нанесли урон России, откусив часть доли газового рынка – или, как минимум, не дали этой доле увеличиться.
Впрочем, вероятность именно такой сделки не кажется большой. У стран Евросоюза отсутствует (во всяком случае пока) механизм, с помощью которого можно было бы гарантировать закупку более дорогого газа – а американский газ сейчас настолько дороже, что даже политически мотивированная Польша готова покупать его только при наличии скидки, за которую намерена героически поторговаться. С гораздо большей вероятностью приятной и полезной покупкой могло бы стать американское оружие.
Мы уже писали о претензиях Трампа к европейским союзникам по НАТО. Почти все они не выполняют принятое на себя ещё в 2006 году обязательство довести военные расходы до 2% ВВП, что не без оснований воспринимается новым президентом США как наглое иждивенчество и злостное нарушение союзных обязательств. Так что вполне вероятным мог бы стать размен, при котором Трамп не налагает санкции на европейские фирмы, сотрудничающие с Россией в обмен на увеличение военных расходов до положенного уровня и закупки американского оружия.
Цифры тут светят немалые. По состоянию на 2015 год военные расходы европейских стран НАТО совокупно составили чуть более $250 млрд, что соответствует в среднем 1,18% от ВВП. Значит, если расходы будут подтянуты до договорённого двухпроцентного уровня, эта цифра должна увеличится на более чем $170 млрд. Исходя из тех же обязательств 2006 года, минимум 20% от этой суммы должно пойти на закупки вооружения и техники – а это не меньше $34 миллиардов. Конечно, это не $100 млрд, которые потратила на американское оружие Саудовская Аравия, но тоже немаленькая сумма.
И вполне может быть, что европейцы на такой размен согласятся. Логика здесь простая – деньги придётся потерять в любом случае, а здесь хоть оружие останется, да и отношения с Трампом улучшатся.
В этой истории европейцев вообще-то стоило бы пожалеть. Вначале они имели все основания считать Трампа абсолютным злом. Ведь он вёл себя как слон в посудной лавке, разрушая все договорённости и отношения, что так бережно выстраивали с Европой предыдущие президенты - отказывался бесплатно защищать союзников по НАТО, вышел из Парижского соглашения по климату, прекратил переговоры по Трансатлантическому партнерству, неполиткорректно радовался Брекзиту и предрекал Евросоюзу скорый развал. Европейское руководство отвечало ему холодностью и надеялось, что противовесом безрассудству Трампа станет Конгресс – а когда тот действительно вступил в противостояние с Трампом, Европе от этого стало только хуже.
Так что если в торговле с европейцами Трамп проявит умеренность (скажем, потребует закупать оружия не на всю сумму, а меньше, и не сразу, а частями), то симпатии и поддержка европейских лидеров может перекочевать на его сторону - ибо любовь зла, при таком Конгрессе полюбишь и Трампа. А когда президент США предстанет перед своими избирателями с многомиллиардным контрактом в кармане, да ещё увенчанный лаврами Спасителя Европы, ответить Конгрессу будет явно нечем. И то – не объявлять же Трампа ещё и агентом Европы.
Теоретически возможен вариант, что, уладив примерно таким образом дела с европейцами, Трамп попробует провернуть что-то похожее и с Россией – предложить ей заплатить чем-то за беспрепятственное строительство экспортных газопроводов и неомрачённое сотрудничество с Европой. Полагаю, предложение отблагодарить Америку за то, что она не станет примучивать своих союзников-европейцев, будет встречено в Москве с чувством весёлого недоумения.
И вообще – искренне надеюсь, что желания спасать Европу от чего бы то ни было у России в ближайшее время не возникнет. Разве что за наличный расчёт и при условии полной предоплаты.