Леви всегда появляется в странах, где назревают беспорядки, бунты, мятежи, масштабные провокации. За ним давно закрепилось прозвище «Предвестник смерти». Так было в Ливии. Так было в Сирии, которой накануне перестрелок и провокаций он уделял много внимания. Так было и на Украине. Когда в январе 2014 года он появился на Майдане, наблюдатели сразу написали: «Украинцы, будьте осторожны: очевидно, скоро у вас прольется кровь, потому что Леви появляется всегда, когда теневыми акторами уже принято решение организовывать горячую фазу переворота или историю, связанную с кровопролитием».
Удивительно, что все мы, кто работали на тот момент в Киеве и писали про Леви, оказались абсолютно правы. Буквально через две недели после его отъезда случилась провокация с «Небесной сотней». Действительно, Леви приехал, отметился, зафиксировал для определенных украинских кругов, что всё в порядке, решение принято, можете приступать.
- А сейчас этот человек начинает проявлять интерес к Восточной Европе…
- Не просто к Восточной Европе, а к Беларуси и проблеме российско-белорусских отношений. Я думаю, что для самого батьки Лукашенко и его не очень умного окружения, которое всё время пытается окончательно рассориться с Россией и найти себе новых спонсоров, это очень тревожный знак. И в Польше, и на Украине многие заметили активность Бернара-Анри. Появилась целая серия публикаций в СМИ, большое количество сообщений в соцсетях, что такие люди, как Леви, никогда не проявляют свой интерес к стране без соответствующих оснований. Это очень высокооплачиваемый человек из специальной когорты. Это как глаз Саурона из «Властелина колец»: если он на что-то посмотрел, жди беды. Когда он посмотрел на Ливию, в страшных мучениях умер Каддафи. Сирия захлебывается в крови, а он призывает бомбить «как можно больше». Этот человек настаивал на прямой военной интервенции и бомбардировках Дамаска.
В Киеве, стоя рядом с бандеровцами, Леви призывал показать Путину его истинное место. Интересный момент: это чуть ли не единственный из более или менее статусных иностранцев, отметившихся на трибуне Майдана, и «не заметивший» там ни бандеровцев, ни черно-красные флаги, ни других нацистов, ни идеологию и символику «Правого сектора». За это он подвергся критике журналистов даже в родной Франции.
Леви - хорошо осведомленный специалист своего дела. Заигрывания белорусов с украинским фашистским режимом и Европой не доведут Беларусь до добра. И то, что на эту страну обратили внимание и начинают заниматься ею подобные персонажи - очень тревожный знак. В первую очередь для самих белорусов и белорусской власти.
- Но, надо полагать, в Минске это знают и понимают?
- Вы знаете, в Одессе есть выражение: «Быть умнее одесского раввина». У меня ощущение, что люди на улице Карла Маркса, где находится администрация президента Лукашенко, решили, что они-то как раз умнее одесского раввина: всех обманут, выкрутятся и продлят свое политическое долголетие до бесконечности. Это большая ошибка. Лимитрофы и приграничные государства становятся жертвами в первую очередь.
- Есть ли понимание, когда состоится эта поездка?
- Поляки написали, что Леви интересуется Беларусью и пока только планирует свою поездку. Французы это подтвердили. Украинцы написали, что он уже вроде бы побывал в Минске, но белорусская сторона этого не подтверждает. Однако принципиально не это. Важен другой вопрос: с кем он там встречался или собирается встретиться? Сильно сомневаюсь, что речь идет о встречах с оппозицией. Белорусская оппозиция абсолютно не самостоятельна. Людям уровня Леви с ними встречаться неинтересно.
Если он встречался или планирует встретиться, то с кем-то во власти, но не с первым ближним кругом Лукашенко, а с людьми, которых, возможно, на Западе рассматривают как альтернативу нынешнему президенту. Так говорили про Януковича, когда украинские олигархи составляли заговор в конце 2013 - начале 2014 года. Соглашение якобы звучало в формате «все минус Витя». То есть, все остаются, но Янукович уходит. Уже больше года говорят, что в определенных кругах Беларуси, в том числе среди белорусских олигархов, существование которых многие белорусские политологи отрицают, давно идут разговоры приблизительно в том же направлении: «все минус Саша». Не исключено, что Бернар-Анри Леви как раз и зондирует почву с людьми, которые вносят идею «все минус Саша».
Я подчеркиваю, что это всего лишь аналитика, опирающаяся на информацию из прошлого. Прямого подтверждения, что Леви уже побывал в Минске, нет. Есть только его высказывания и активность в этом направлении. И они сильно настораживают.
- Означает ли это, как Вы утверждаете, что участь Беларуси уже решена? Что точка невозврата уже пройдена? Что делать, чтобы избежать негативного сценария?
- Нет. Точка невозврата для Беларуси не пройдена. И здесь мне бы хотелось отметить два момента. Во-первых, им нужно как можно сильнее укреплять экономические связи с Россией и вытаскивать свою страну из положения, в котором она оказалась. Они до сих пор в прошлом веке - в Советском Союзе. Им нужно проводить реформы, гармонизировать с нами экономические системы, развивать экономику, срочно повышать технологический и социальный уровни. Всё, о чем они говорят, это миф: в Беларуси уровень жизни низкий и стремительно падает. Спастись, подыгрывая Западу, они не смогут. На Западе их «МАЗы» и прочие достижения советского периода никому не нужны. У них всё отнимут и уничтожат. Они опасаются, что придут русские олигархи и всё уничтожат. Как раз русским, и даже олигархам, а на самом деле - российскому государству, очень нужны промышленные мощности, сборочный цех Советского Союза, сохранившийся в Беларуси, в том числе и благодаря российским деньгам. Это необходимо для того, чтобы создавать и развивать дальше независимую экономику, собственный замкнутый цикл. Поэтому мы как раз очень заинтересованы в развитии Беларуси и в расширении кооперации с ее промышленностью. Эта кооперация может спасти и саму Беларусь.
Второе – это кооперация политическая. Белорусам надо прекратить торпедировать все инициативы по созданию Союзного государства и перейти от демагогии к политике реальных дел и действительно начать создавать Союзное государство. Это стало бы единственной гарантией того, что такие люди, как Бернар Анри-Леви, не смогут устраивать провокации и на крови запутавшихся или не вполне адекватных людей просто прорваться к власти.
- Но сейчас Минск активно развивает экономическое сотрудничество с Китаем? Не поможет ли это стабилизировать экономическое положение в республике и выстроить защиту на западном направлении?
- Развитие отношений с Китаем может поднять капитализацию, дать немного денег на выполнение социальных обязательств в условиях усиливающегося кризиса. Но главный союзник Китая в Евразии - все-таки Россия. Ссориться с Россией из-за маленького государства, в котором проживает меньше 8 млн человек, Китай не будет. Китайцы делают свой бизнес. Это видно, когда приезжаешь в Минск. Там есть отели, видно китайское присутствие. Это хорошо и правильно. Это тоже надо расширять и углублять – все-таки какие-никакие гарантии от экспансии Запада. Но укреплять надо в первую очередь отношения с Россией.