Двойное название праздник получил в честь двух святых — преподобного Пимена и мученика Марина. Пимен Многоболезный родился в 11 веке, с детства был больным и слабым ребенком. Он горячо умолял отца и мать отнести его в Киево-Печерский монастырь. Родители послушались и, придя в обитель, стали молиться о выздоровлении сына. Однако сам Пимен просил Господа об ином — о продлении страданий, а также о пострижении его в иночество. Обряд пострижения над ним, по преданию, совершили ангелы, и когда несколько обитателей монастыря вышли к Пимену, они нашли его уже облаченным в монашеские одежды. Преподобный много лет провел в тяжелой болезни, но однажды сам исцелил одного монаха, такого же немощного, как он. В обмен он взял с брата слово служить больным до самой смерти. Однако монах был ленив в служении, и его вновь настигла болезнь. Тогда Пимен вновь излечил его — с тем же наставлением. За три дня до смерти Пимен выздоровел и простился со всей братией. Имя второго святого, которого почитают на Руси в этот день, – мученик Марин, живший во времена римских императоров Валериана и Галлиена (3 век). По преданию, святого казнили язычники, отрубив ему голову. На Марины-Пимены наши предки наблюдали за аистами: если птицы готовились к отлету на юг, ждали холодную и раннюю осень. Хозяйки в этот день обычно подавали на стол пироги с малиной. А мужчины приговаривали, шутя: «Марины — не ищи в лесу малины. Девки лес обойдут, дочиста оберут». Урожай сладкой ягоды начинал сходить на нет. «Спустя лето по малину в лес не ходят», — в северных регионах эта поговорка была уже актуальна, так как чувствовалась приближающаяся осень.