Венецианский фестиваль станет репетицией оскаровской гонки
В программе одного из главных кинематографических смотров — новые ленты Александра Пэйна, Джорджа Клуни и Даррена Аронофски.
Сегодня в Венеции в 74-й раз стартует старейший в мире кинофестиваль. Конкурсная программа в этом году обошлась без российских фильмов, основной акцент сделан на голливудские ленты. Эксперты полагают: в этом году смотр как никогда близок к тому, чтобы стать «репетицией» оскаровской гонки.
Картиной открытия выбрана фантастическая комедия режиссера Александра Пэйна «Короче» с Мэттом Деймоном в главной роли. Тот же актер играет и в режиссерской работе Джорджа Клуни «Субурбикон», соавторами сценария которой выступили братья Коэн. Еще одна конкурсная картина, имеющая неплохие перспективы не только в Венеции, но и в Лос-Анджелесе на «Оскаре», — хоррор знаменитого режиссера Даррена Аронофски «Мама» с участием Хавьера Бардема и Дженнифер Лоуренс.
К сожалению, в этом году российские картины в конкурсе не представлены, хотя у нашей страны с Мострой давние связи. Так, в прошлом году Андрей Кончаловский получил «Серебряного льва» (приз за режиссуру) за фильм «Рай», а в 2011 году триумфатором смотра стал Александр Сокуров: его «Фауст» был удостоен главной награды.
— Венецианский кинофестиваль считается вторым по значимости после Канн, хотя у них разные задачи: в Каннах главное — бизнес, а в Венеции — искусство, — рассказал «Известиям» глава Гильдии киноведов и кинокритиков Кирилл Разлогов. — Обычно Венеция более благосклонна к российскому кино, чем Канны, но в этом году получилось наоборот. В Каннах были две наши картины, а в Венеции, где рассматривалось большое количество русских фильмов, — в итоге ни одной.
+
По мнению киноведа, члена Совета по кинематографии Министерства культуры РФ Вячеслава Шмырова, «золотой период» взаимоотношений России с Венецианским кинофестивалем пришелся на 1960-е годы.
— Тогда в Венеции представляли самые важные, с точки зрения истории отечественного кино, фильмы. Такие как «Мир входящему» Владимира Наумова и Александра Алова, «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева, «Гамлет» Григория Козинцева и «Морозко» Александра Роу. Не говоря уже об «Ивановом детстве» Тарковского, который единственный раз за всё советское время получил главную награду этого фестиваля. Всё резко оборвалось в 1968 году, когда советские танки вошли в Прагу. Потребовалось целых 15 лет, чтобы отношения Венеции и Москвы восстановились, пусть уже и без ореола взаимной влюбленности, — поделился с «Известиями» Вячеслав Шмыров.
В этом году, по мнению Кирилла Разлогова, подборка фильмов традиционна для Венеции: большие фильмы режиссеров с громкими именами — в основном конкурсе, более экспериментальные форматы — в программе «Горизонты». Однако делать прогнозы эксперт считает бессмысленным: члены жюри очень разные по своим вкусам и взглядам, поэтому угадать заранее ничего нельзя.
Среди неамериканских картин, которые наверняка заинтересуют киноманов, — новая черная комедия ирландца Мартина Макдонаха «Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури» и мистическая история мексиканца Гильермо дель Торо «Форма воды». Каннский лауреат Абделатиф Кешиш («Жизнь Адель») попал в конкурс с авторской работой «Мектуб, любовь моя» — экранизацией книги писателя Франсуа Бегодо. Это история о сценаристе, встретившем любовь своей жизни. А культовый японский режиссер Хирокадзу Корээда привез в Венецию детективный триллер «Третье убийство».
Во внеконкурсной программе привлекают внимание фильм японского режиссера Такеши Китано «Беспредел: Последняя глава» о войне кланов якудза, «Охота на человека» Джона Ву и мелодрама режиссера Ритеша Батра «Наши души по ночам». Примечательно, что фильм Батра представлен стриминговой компанией Netflix, участие проекта которой в конкурсной программе Каннского фестиваля этого года спровоцировало скандал.
Таким образом, Венеция в этом году продолжает каннские тенденции — в конкурсе доминируют большие коммерческие картины и телевизионные проекты, медленно, но верно отвоевывающие себе место на фестивалях у киностудий.
Известия