В последнее время США как-то особенно много говорят. И подозрительно мало делают. Хотя, попытки заявить о себе сильными поступками были. И запуск томагавков по Сирии, и отправка американского флота к берегам Кореи — эти события создали краткосрочную иллюзию, что Америка действительно решила стать great again. Но в итоге всё закончилось, так и не начавшись. И в итоге действовать решили менее агрессивными, но более привычными методами. Санкции и мелкие пакости чужими руками. Впрочем, даже это происходит без особого задора. В связи с чем складывается впечатление, что весь пар уходит в свисток, перманентно висящий на шее то у Трампа, то у американской барышни, сидящей в ООН.
В общем, можно сказать, что американцы в определённой степени стали вести себя скромнее. Безусловно, этот эпитет мало подходит для определения поведения «исключительных», но факты на лицо.
Причём, началось это ещё во времена Обамы. Его по сей день упрекают за Сирию. Ещё лет 15 назад уход Крыма из Украины в Россию и события на Донбассе мог бы быть использован Западом, как уникальный шанс повторить югославский сценарий. В отношении РФ. Но в 2014-м об этом могли втайне мечтать уже только самые отъявленные милитаристы.
Но есть ещё кое-что, заслуживающее внимание. В последние несколько лет почему-то сошла на нет любимая американская забава по несению демократии отстающим в этом аспекте регионам. Хотя, в той же Венесуэле сегодня есть все предпосылки для ливийского сценария. Но максимум, что обещают «диктатору» Мадуро — это введение нефтяного эмбарго.
С Ираном тоже нехорошо получается. Правда, в отличие от Ирака, там реально есть чем запулить обратку. Однако, как говорится, было бы желание. А его у американцев сегодня значительно поубавилось.
Почему?! Потому что сегодня есть второй сильный игрок, с мнением и возможностями которого приходится считаться. Да, можно до бесконечности делать громкие заявления, вводить санкции, затевать дипломатические войны, устраивать провокации и на отдельных участках фронта и вести себя, как ОПГ и ДРГ, но ввязываться в нечто масштабное (даже при наличии возможностей) — желания нет. И не только провальная сирийская кампания стала сдерживающим фактором. Дело в том, что умные вассалы США теперь тоже ведут свою политику с оглядкой на Россию. Пока тому же Эрдогану удаётся сидеть на двух стульях одновременно, но рано или поздно в каких-то вопросах придётся делать выбор. И я не уверена, что он будет в пользу мастера художественного свиста из Белого дома, которого, судя по сплетням, американцам назначил Путин. Впрочем, неординарный шаг Эрдоган уже сделал — сделка по закупке С-400 у России вызвала настоящую истерику у партнёров Турции по НАТО.
Кстати, всё это помешательство на почве вмешательства в выборы имеет две стороны. С одной — создаёт предпосылки для внутренних спекуляций, а с другой, в голове простого обывателя рождает подозрение, что great again стала Россия. Одних это пугает, у других вызывает восхищение, но результат всё равно один — с русскими приходится считаться. Более того, на некоторые вещи и вовсе приходится закрывать глаза. Да, рот при этом вещает о чудовищных угрозах и жутких последствиях, но… дальше принуждения перепуганных хомячков (из числа близких к границе с Россией) на увеличение военного бюджета и покупку списанного американского военного барахла дело не идёт.
Не скажу, что это повод расслабляться. Мы всегда будем костью в горле у западной демократии. Так было, так есть и так будет. Но!
США сколько угодно могут говорить о «политике сдерживания» в отношении России. Тенденция же последнего времени говорит о том, что сдерживающим фактором неуёмных географических аппетитов и бурного внешнеполитического темперамента США является именно Россия. Так что, если в вашу страну ещё не пришла американская демократия, то это не потому, что американцы остепенились. Нет. Всё гораздо проще. Просто Россия хорошо работает. В вопросе сдерживания «исключительных» в том числе!
P.S.
«— Вот, скажи мне, американец… вот, обманул ты весь мир, напаскудничал, набомбил, и что?… стал сильнее? … Нет!..»