В прошлые века у домов существовало несколько лестниц и входов, выполнявших разные функции. Парадная лестница, выходившая на улицу, предназначалась для хозяев и их гостей, а чёрная, находившаяся обычно со двора, вела на кухню, в кладовые, и ей, в основном, пользовалась барская прислуга. Со временем слово "лестница" отвалилось, и в обиходе закрепилось слово "парадная". Парадные есть и в современных многоквартирных домах-высотках в спальных районах, и так же часто можно при входе увидеть табличку с надписью "лестница №..." или "подъезд №...". Применительно к доходным домам давайте отталкиваться от главной характеристики - вход с улицы. И всё же, когда только заходишь в "Ромашку", понимаешь, что попал не в подъезд, а именно в парадную: лепнина на потолке, пилястры с изящными капителями. Сию красоту для Г.Г. Елисеева в Чернышёвом переулке (ныне - улица Ломоносова) создавал в 1891-1892м годах "семейный" архитектор купеческой династии - Г.В. Барановский, и парадной он отвёл центральное место в доме.
Лестница спиралью вьётся вокруг лифта в цилиндрической шахте парадной с окрашенными в нежно-жёлтый цвет стенами. Как и во многих доходных домах того времени, столетие назад между этажами возил людей паровой лифт, до наших дней не сохранившийся. На фоне украшенных изящной ковкой дверей парят в воздухе и собирают тысячи лайков топовые инстаграмеры, а пользователи в комментариях по-прежнему спрашивают точный адрес и как можно попасть в столь желанную парадную.
Паровая машина для лифта располагалась в подвале, а тросы к двигателям тянулись сквозь шахту на верхний этаж. Сейчас в круглой шахте установлен обычный шумный советский квадратный лифт, несколько портящий общее впечатление от архитектурного шедевра Барановского.
Большие окна, пускающие солнечный свет внутрь парадной, размещены по спирали, как и лестница. Почти везде сохранились оригинальные жёлтые стёкла в верхней части окон. По замыслу создателя в типичную пасмурную питерскую погоду они создавали приятное тёплое освещение, гнали от обитателей печальные мысли о тлене и безысходности и намекали, что скоро лето.
Сей спецэффект от Барановского сыграет свою роль, но рекомендую идти в парадную в солнечный день, когда верхние этажи и купол парадной ярко освещены проникшими внутрь лучами. На последнем этаже - дополнительный ряд окон, расположенных на одной линии по кругу и дающих в ясную погоду очень приятный, мягкий и тёплый свет в куполе и на площадке около лифтовой шахты. На лепных барельефах не хватает фамильных вензелей Елисеевых, кажется, что пустыми по задумке архитектора или прихоти барина они не должны были оставаться.
Сочетание жёлтого цвета стен и белой лепнины на розетке купола, обрамлении окон и барельефах стало причиной возникновения неформального названия парадной - "ромашка". Ужасные двери лифта портят всю эстетику кадра. В идеале бы, переделать лифтовую систему, сместить по высоте выходы и переставить исторические кованые двери - тогда бы кадр заиграл совсем иными красками.
Оригинальная балюстрада сохранилась целиком только на верхнем этаже. Спускаясь вниз, обнаруживаешь отсутствующие целиком секции. Воссоздать исторический облик никто не торопится: то ли жильцы не желают кооперироваться, то ли город денег не даёт. Скорее всего, и то, и другое.
Спираль лестницы поддерживают профилированные кронштейны, декорированные лепными витыми завитками.
Находясь в подобной обстановке, ощущаешь дух Санкт-Петербурга и его историю. И закрадывается в голову шальная мысль, что жить в бывшем доходном доме - совсем неплохой вариант. Проходил ли дом капитальный ремонт, в каком состоянии канализационные трубы и проводка - подобные вопросы отходят на второй план.
На сайтах недвижимости выползают объявление о продаже 4- или 5-комнатных апартаментов в этом доме общей площадью в несколько сотен метров. Если есть свободные миллионов 35-45, дерзайте. Однако исторически судьба дома купца Г.Г. Елисеева сложилась таким образом, что квартируют здесь преимущественно далеко не миллионеры.
После революции 1917го года доходный дом в Чернышёвом переулке постигла та же участь, что и остальные архитектурные шедевры той эпохи. Дома либо отдавались в ведомство государственным организациям, либо внутри апартаментов наскоро возводились перегородки, превращавшие барские покои в коммунальные квартиры. Что удивительно, в доме Елисеева до сих пор сохранились коммуналки. Около одной массивной двери на последнем этаже висит записка с обращением к риэлторам, что данная коммуналка расселению не подлежит, а ворох тянущихся телефонных и интернет проводов лишь заставляет задуматься, сколько же людей ютится за той или иной дверью. Согласитесь, в историческом доме в самом центре города логичнее было бы увидеть только выкупленные богатыми мира сего квартиры, однако довольно много коммуналок да парочка отелей.
Тот самый растиражированный в сети ракурс лифтовой шахты и спиральной лестницы. Забавно, но зайдя первый раз в парадную на удачу, я забыл его снять. Повторно отправился, дождавшись солнечного дня и захватив с собой широкоугольный объектив, и поймал игру тёплого яркого бокового света на лифтовой шахте и стенах парадной.
Жильцы самой красивой парадной Санкт-Петербурга до сих пор сами не могут определиться, где они живут: в подъезде или парадной. А буквально рядом на дверях лифтовой шахты виднеется полустёртая надпись "Экскурсии - пошли вон". Консьержа в парадной нет, попасть может теоретически любой. Скрипнет дверь коммуналки, выглянет оттуда вечно бдящая бабуля и укоризненно пробормочет, как в старой рекламе: "И ходят, и ходят..." Ходили и ходить будут. По крайней мере, на одиночных исследователей жильцы вроде как не ругаются, прекрасно понимая, что они живут в такой красоте и видят её каждый день, а всем остальным хочется после однотипных скучных подъездов или парадных в многоэтажках получить эстетическое удовольствие и взглянуть на пышное убранство парадной лестницы доходного дома.