Без халата, но с хвостом: детей в челябинском психдиспансере лечит «мохнатый антидепрессант»
В детском отделении Челябинской областной клинической специализированной психоневрологической больницы № 1 проходит стажировку новый «доктор» – без халата, но с ушами и хвостом. Двухлетний лабрадор Боб – это «мохнатый антидепрессант», который готов обниматься, ловить мыльные пузыри, подставлять животик и стоять на задних лапах, а если нужно – терпеть удары, щипки, крик и плач. Он никогда не обидит и не укусит, а только слижет слезы и прижмется в ответ. «Люди устают помогать друг другу, пришло время братьев наших меньших», – то ли в шутку, то ли всерьез говорит главный психиатр Минздрава Челябинской области, главврач больницы Анатолий Косов. Позже он, конечно, признался, что ни одна собака (ни даже десять) никогда не заменит врача, однако положительный эффект канистерапии отрицать нельзя.
Свернутый текст
Канистерапия – это лечение и реабилитация людей с помощью специально обученных собак. Чаще всего этот метод используется в работе с детьми. В мире это направление достаточно развито, в России также продвигается во многих городах, хотя пока и близко не достигло уровня стран Запада. Начало этой практике положил американский врач-психиатр Борис Левинсон: в 1961 году он попытался использовать для реабилитации больных детей свою собаку, золотистого ретривера, и достиг определенных успехов. В октябре 2017 года специально обученную собаку впервые допустили к больным детям Челябинска.
На сегодняшний день в Челябинской области на учете в психдиспансере состоит 117 тыс. человек. Под наблюдением детских психиатров – около 25 тыс. детей, из которых 5 тыс. – инвалиды.
Молодой специалист-канистерапевт Ксения Ермакова говорит с Бобом на равных: никаких «ути-пути», никакого властного тона и строгого взгляда. «Боб, пожалуйста, подожди меня здесь», «Боб, поздоровайся с Машей». И Боб здоровается – медленно поднимает переднюю лапу и держит ее на весу, пока пятилетняя девочка не возьмет ее в свои руки.
«Отбор собак для канистерапии очень жесткий. Из 100 животных его проходят максимум две-три собаки. Это происходит так: пса просто-напросто провоцируют – щипают, дергают за морду, толкают, возле него специально ходят люди и стучат ходунками. Мой Боб не отреагировал ни на одну из всех злобных провокаций, после чего прошел специальное обучение в Екатеринбурге и получил лицензию. Почему не отреагировал? Потому что он всегда рос в нежности и любви, он привык получать любовь и делиться ею и, в конечном итоге, он всегда получает любовь – даже от самого агрессивного человека», – говорит Ксения.
После сеанса с ребенком собака очень много пьет и очень долго лежит – она устает, ведь отдает свою энергию и силу маленькому человеку. Боб противопоказан только одной категории пациентов – тем, у кого аллергия на шерсть. А так, по словам Ксении Ермаковой, он может помочь детям от 8 месяцев в лечении депрессии, эпилепсии, аутизма и других патологий.