Прошло пять месяцев до президентских выборов в России, а Путин, у власти с 2000 года, почти наверняка будет переизбран. Г-н Навальный проводит агитацию, но Кремль говорит, что он не имеет права в связи с обвинительным приговором (сфабрикованным) обвинениям в растрате в 2013 году, за что он получил условный приговор. Ни такая несправедливость, ни государственные СМИ, игнорирующие его кампанию, не сдерживают г-на Навального, который игнорирует правила режима. Политика, настаивает он, уже не то, что решает Кремль, а то, что происходит на улицах.
Чтобы напомнить господину Навальному о правилах, 2 октября, менее чем через неделю после его поездки на Дальний Восток России, он и его начальник кампании были заключены в тюрьму на 20 дней. Цель состояла в том, чтобы помешать ему организовать несанкционированный митинг, который он призвал 7 октября, день рождения Путина, в Санкт-Петербурге, в родном городе президента. Вместо этого в тот день тысячи протестующих оказались в Санкт-Петербурге, Москве и других местах, скандируя «Россию без Путина». Молодые лица, нарисованные русскими флагами или большими логотипами «N», доминировали в толпе. «Будем честными, он единственная альтернатива, - сказал Даниил Холодный, 20-летний сторонник.
Г-н Навальный оптимизирует проекты. Его требования кажутся простыми: позволяя себе и другим кандидатам конкурировать на выборах и прекращать преследование активистов и наблюдателей за выборами. Однако такая конкуренция угрожала бы г-ну Путину, чей рейтинг одобрения на 83% основывается на идее, подкрепленной государственной пропагандой, что нет альтернативы его правлению. Опасность регистрации г-на Навального заключается не в том, что он победит, а в том, что он развеет этот миф. Просто появляясь по телевидению, г-н Навальный нанесет серьезный ущерб системе Путина.
Государственная пропаганда дала большинству россиян негативное впечатление от Навального. Но цель его кампании - не столько победить избирателей, сколько вылечить их из-за их изученной беспомощности. «Кто наш главный враг?» - спрашивает он толпа в Хабаровске. «Путин, коррупция», - кричат они. «Нет, Путин и коррупция легко победить», - отвечает он. «Наш самый большой враг - это убеждение, что мы ничего не можем изменить».
Pro-выбор
Г-н Навальный изображает коррупцию как форму социальной несправедливости, которой она является. Он вызывает национализм как силу для модернизации, а не упивается имперской ностальгией, как его противник. В 2011-12 годах он активизировал массовые протесты в Москве и Санкт-Петербурге и успешно заклеймил партию «Единая Россия» Кремля как группу «воров и мошенников». Но Путин сменил тему присоединения Крыма и разжигания войны в Украине в 2014 году.
Теперь господин Навальный вернулся, чувствуя, что он называет «отступлением от войны в Украине». Эйфория аннексии Крыма уступила место разочарованию. Г-н Навальный выигрывает от растущего осознания в российском обществе, особенно среди молодежи, что нынешняя система не предлагает им никакого будущего. Протесты меньше пяти лет назад, но их географический и социальный микс гораздо шире. (Около 140 городов, в том числе более бедные, были охвачены протестами в июне прошлого года.) Г-н Навальный построил одну из крупнейших политических сетей в стране, которая работает в 80 городах с помощью 160 000 добровольцев. «Мы не знаем, что делать со всеми, - говорит он.
Его кампания финансируется небольшими взносами, и его митинги всегда включают участие в толпе. В отличие от многих российских ветеранов-либералов, Навальный не жалуется на отсутствие доступа к государственному телевидению. Вместо этого он создал медиа-сеть в Интернете. Его канал YouTube транслируется несколько раз в день и имеет около 1,5 млн подписчиков. «Мы не боремся за 100% населения», - говорит он. Историческое изменение осуществляется «3-5% людей, которые являются политически активными и могут выйти на улицы». Не только его сторонники, которые считают его законным кандидатом. Так делают и оппортунистические региональные элиты.
Пройдя в шикарный ресторан на Дальнем Востоке после митинга, за которым следуют его окружение и два телохранителя, его рассматривают как знаменитость, а не нарушителя спокойствия. Молодая официантка замалчивает его своими планами борьбы с коррупцией. Два бизнесмена, которые в прошлом голосовали за Путина, приходят, чтобы спросить о торговых тарифах. После десяти минут взволнованного разговора они пожимают друг другу руки: «Вы - наш кандидат», - говорит один, обещая внести денежные средства в свою кампанию.
Перед Кремлем стоит дилемма. Отказавшись от регистрации г-на Навального, он рискует сделать выборы перспективными. Г-н Навальный обязательно призовет бойкотировать и выведет людей на улицы. Это, по его словам, «создаст ощущение, что выборы - обман». Похоже, что Кремль решил, что его долгое время будет контрпродуктивно.
Существуют и другие методы. Помимо физического запугивания - в апреле прокремлевские головорезы разбрызгивали краску и кислоту на лицо г-на Навального - режим пытался изолировать его идеологически, представляя его поочередно как насильственный ультранационалист или проамериканский либерал. В Хабаровске фальшивые рекламные плакаты сказали, что он хочет «гей-парады вместо парадов победы». Ни одна из этой пропаганды действительно не работала. Теперь Кремль якобы поощряет Ксения Собчак, журналист-общественный оппозиционер, связанный с семейными связями с Путиным, баллотироваться на пост президента, чтобы отвлечь внимание.
Способность г-на Навального вывести молодежь на улицы в этом году была «холодным душем» для властей, говорит Валерий Федоров, социолог, работающий в Кремле. Но пока его считают неприятностью, а не экзистенциальной угрозой. Его тактика, по мнению Федорова, подобна «партизанской войне»: они «не могут победить регулярную армию». Советский партизан, изображенный в статуе за сценой г-на Навального в Хабаровске, возможно, не согласился.