Все предыдущие дни форума международные и российские эксперты, политики давали самые пессимистичные прогнозы, вплоть до начала третьей ядерной мировой войны. Поэтому модератор диалога с президентом, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов, объявляя разговор с Владимиром Путиным, сказал, что надеется на то, что президент зарядит всех оптимизмом. Но получилось наоборот.
В самом начале своего выступления президент России сообщил, что безопасности в мире становится меньше:
«Вместо продвижения прогресса, демократии свободу получают радикальные элементы, экстремистские группировки, отрицающие саму цивилизацию», — заявил российский лидер. Путин прозрачно намекнул на США как на корень зла в этом процессе: «Когда свои интересы „продавливаются“ любой ценой, противоречия становятся непредсказуемыми и опасными, приводят к жестким конфликтам», — сказал президент.
В качестве примера он привел попытку экспорта западной демократии на Ближний Восток. Владимир Путин сказал, что такой стратегии есть альтернатива: «Сирийский опыт как раз показывает, что самоуверенной и разрушительной политике есть альтернатива. Россия противостоит террористам вместе с законным правительством Сирии и с другими государствами региона, действует на основе международного права», — заявил Путин.
Больше всего США досталось, когда Владимир Путин вспомнил историю ядерных сделок России с Америкой. Владимир Путин рассказал, что США не выполняют свои обязательства по уничтожению оружия массового уничтожения, в частности ядерного оружия. Президент также вспомнил, как в 1990-е годы более 100 американских специалистов получили право на визиты на ядерные объекты России без предупреждения. «В итоге, оценив наши вооруженные силы, они, видимо, решили, что можно игнорировать наши интересы. Мы тогда получили поддержку сепаратизма на Кавказе, ввод войск в Ирак, отделение Косово» — перечислял Владимир Путин российские обиды на США.
Комментируя ситуацию вокруг Корейского полуострова, российский президент снова бросил камень в огород США, сказав, что нельзя опускаться до хамства: «Мы осуждаем ядерные испытания, мы выполняем все решения Совбеза. Но решать эту проблема нужно путем диалога, не опускаться до хамства и ругани, нельзя загонять Северную Корею в угол. Корея — суверенное государство».
Все последующие вопросы и выступления от участников форума, причем со стороны как российских экспертов, так и международных, только подливали масла в огонь. Так, экс-президент Афганистана Хамид Карзай прямым текстом обвинил американцев в разжигании религиозного экстремизма против СССР и провале их операции в Афганистане. Карзай призвал на помощь Россию.
Научный директор Нобелевского института Тоей Асле спросил президента про Украину. По его словам, в Европе думают, что сейчас мяч по вопросу минских соглашений находится на стороне России. На этот вопрос Владимир Путин отвечал так, словно он надеялся, что на этот раз его услышат и поймут в Вашингтоне, в Берлине, Париже. «А по нашему мнению, мяч на европейской стороне», — голосом гипнотизера сказал Владимир Путин. И дальше президент снова вспомнил все: как Европа и США поддержали антиконституционный переворот на Украине, как предали Януковича и не выполнили соглашение, подписанное с ним:
« Это мы, что ли, довели до такой ситуации? Европа в этом виновата. А сейчас украинские власти саботируют каждый пункт минских соглашений. И при этом нам говорят, что санкции с России снимут только после выполнения минских соглашений».
Американский эксперт попытался добавить нотку оптимизма в диалог с российским президентом: он вспомнил холодную войну, и сказал, что тогда ситуация была еще хуже. «Может быть, сейчас еще не все потеряно в отношениях России и США?» — спросила участница форума. Владимир Путин согласился, что во времена СССР было больше противоречий с американцами, но было и больше уважения: «Я с трудом себе представляю, чтобы в советские времена с дипломатических ведомств срывали флаги. Мы сами виноваты, что пустили вас в 90-е годы на наши ядерные объекты и оказались в унизительном положении».
На третьем часу разговора Владимира Путина с политическим и экспертным сообществом казалось, что список российских обид на США не закончится никогда. Глава государства назвал главные ошибки российской политики в отношениях с Западом: «Самая главная ошибка России, что мы слишком вам доверяем. А ваша ошибка в том, что вы восприняли это как слабость. Нужно относиться друг к другу как к равноправным партнерам», — обратился президент к американским и европейским экспертам.
Уже после диалога Владимира Путина многие международные участники благодарили российского президента за четкую позицию: по их мнению, в Вашингтоне должны наконец услышать Владимира Путина. Профессор российской и европейской политики Кентского университета Великобритании Ричард Саква называет сложившуюся международную ситуацию действительно сложной и страшной: «Оптимизм тут был бы неуместен. Это сейчас проблема номер 1 — дестабилизация политической ситуации в отношении Запада и России. Путин ясно объяснил позицию России». Эксперт назвал сегодняшнее сочинское выступление президента логическим продолжением мюнхенской речи.
Директор Центра военно-политического анализа в Институте Хардсона Ричард Вайтц сказал, что речь Владимира Путина по своей стилистике была очень похожа на его выступление в Мюнхене в 2007 году: «И лично мне кажется важным то, как Владимир Путин сказал, что Россия слишком сильно доверяла Западу, а Запад расценил это как слабость. Я не могу сказать, что я тоже так думаю. Но нам, Западу, нужно понять это и что-то с этим делать. Я аналитик, поэтому я слушал и анализировал ответы Путина, чтобы понять, с чем мне придется иметь дело».
Директор Центра государственного управления и общественной политики Карлстонского университета Петр Дуткевич сказал, что Путин честно выразил депрессивное состояние международной политики, которую мы наблюдаем в последние несколько лет: «Мы на форуме в эти дни также обсуждали, что мы живем за чертой безопасности, в ожидании новых военных конфликтов. Путин обозначил важный список проблем, но при этом осталось непонятным: а что дальше? Российский президент — один из немногих людей в мире, кто мог бы рассказать, что будет завтра, но пока он описал только текущую ситуацию».
Российский политолог Алексей Мухин считает, что Владимир Путин выбрал жесткий тон общения для этой встречи в педагогических целях:
«Российский президент проводил очередной терапевтический сеанс со своими западными партнерами, чтобы они действовали суверенно, а не по указке «большого брата» из-за океана.
Разговор российского президента с участниками форума «Валдай» продолжался больше трех часов. Несколько вопросов касалось президентских выборов. По мнению Владимира Путина, следующий глава государства должен «сделать Россию очень гибкой и в высшей степени конкурентоспособной». По его словам, гибкость следует проявлять в формах и методах управления, экономике, внедрении новых технологий.
Отвечая на вопрос, возможно ли, что президентом в России будет женщина, Путин сказал: «У нас все возможно».
В самом конце разговора Федор Лукьянов попытался уговорить президента дать обещание выдвигаться на новый срок. «Вы нужны миру», — сказал Лукьянов.
Но Владимир Путин закончил встречу анекдотом про разорившегося олигарха: «Это бородатый анекдот. Разорился олигарх и говорит жене: „Нам придется продать мерседес и купить Ладу, придется переехать из дома на Рублевке в квартиру в Москве“.
А жена ему отвечает: „Я буду очень тебя любить и очень скучать“».
Владимир Путин подвел итог встречи словами: «Но я не думаю, что по мне так будут скучать».