19 октября - День памяти святого апостола Фомы
В день памяти апостола Фомы звучит Евангелие о явлении Христа воскресшего апостолу. Вернее, вначале о явлении Христа воскресшего всем апостолам, а затем апостолу Фоме. О двух вещах пусть задумается каждый из нас, слушая это Евангелие. Во-первых, что такое храм Божий и что такое Церковь. Во-вторых, что значат раны на теле Христа Воскресшего. Кто был в паломнической поездке во Святую землю, тот мог, наверное, наблюдать, как в субботу в Израиле останавливается всякая деятельность, а в воскресенье с утра снова начинают работать все предприятия, заводы, учреждения. Этот день не называется в Израиле воскресеньем, он называется «йом рехом», что значит «первый день». Для евреев воскресенье не праздничный день, а просто первый день недели, обычный день, как у нас понедельник. Мы можем понять, что происходит сегодня с миром, обратив внимание на то, что для большинства на так называемом христианском Западе воскресенье - это week-end, когда можно отправиться куда-нибудь на природу, на отдых. А у нас для большинства воскресенье тоже просто выходной день. Мы должны увидеть, где мы находимся. Мы, конечно, приходим в воскресный день в храм Божий. Сегодняшнее Евангелие о двух явлениях апостолам Христа Воскресшего повествует о двух первых воскресных днях. Господь является в первый вечер Воскресения Своего и затем через неделю. Совершается основание Господом Церкви. Что же такое Церковь? Слово Божие показывает нам, что это видимое общество, которое собирается каждое воскресенье. Много определений, что такое Церковь, а вот сегодняшнее Евангелие предлагает такое определение. Неслучайно Сам Господь устанавливает новый ритм времени, явившись Своим ученикам в первый день недели и затем через семь дней. Регулярные собрания христиан вместе, воскресная литургия, в которой принимают участие все, - не просто древний благочестивый обычай, не просто постановление Святых Соборов, которое, конечно, для нас должно быть свято, потому что Господом Духом Святым были принимаемы эти решения. Но в данном случае мы видим, что Сам Воскресший Христос установил этот порядок, эту тайну жизни Церкви. А Святые Соборы говорят нам: кто две или три воскресных литургии пропустил без уважительной причины, тот сам себя отлучил от Церкви, и требуется особое покаяние, осознание того, что произошло, чтобы снова Господь примирил и соединил его Святой Своей Соборной и Апостольской Церкви во Христе Иисусе Господе нашем.