США попробовали купить у России часть Сирии
В Сирии прошли переговоры между военными России и США, где обсуждалась проблема разведения сирийской армии и подконтрольных США курдов
Что американцы посулили нашим военным на недавней встрече в Сирии, неизвестно. Как неизвестно точно, что наши им ответили. Но обычно информированные наблюдатели предполагают, что речь шла о двух важных для американцев вопросах: уступке подконтрольным им "Сирийским демократическим силам" (СДС) нефтяных месторождений на левом берегу Евфрата и остановке правительственных сил перед стратегической важности пограничным переходом в Абу-Камале, если СДС первыми успеют взять город.
По сути, американцы попробовали прощупать почву на предмет того, чтобы фактически "купить" у России часть Сирии…
"Политика примирения" по-американски
Формально на встрече 27 октября военные обеих стран переговаривались о том, как предотвратить столкновения подконтрольных США СДС с силами сирийских правительственных войск. Так, по крайней мере, описал журналистам смысл встречи представитель возглавляемой США коалиции полковник Райан Диллон. "По мере того как силы, поддерживающие режим и наши партнёры из "Сирийских демократических сил" сближаются, усилия по предотвращению конфликтов между ними должны были возрастать",— пояснил он.
При этом, по его словам, встречались руководители "конкретных наземных операций", а не какие-нибудь высокопоставленные представители командования, то есть уже больше политики, нежели военные, а непосредственные руководители конкретных наземных операций.
Это, однако, не отменяет, по мнению экспертов по сирийскому вопросу того факта, что проамериканским – а если говорить откровенно, то американским – отрядам достаточно остановиться, чтобы не вступить в соприкосновение с отрядами САА – сирийской армии. Курды – а именно их ополчение YPG составляет костяк группировки СДС – давно уже вышли за пределы своего кантона, за пределы ареала своего проживания. И когда Дамаск предлагает им фактически вернуться домой, потому как САА уже сама добьёт запрещённый в России ИГИЛ, а курды с какой-то безумной целеустремлённости захватывают территорию за территорией, - трудно не заподозрить, что цель их – далеко не разгром ИГИЛ.
Причём два обстоятельства делают эту целеустремлённость совершенно понятной, хотя с формальной точки зрения не избавляют её от всё той же непомерной странности.
Первое: с недавних пор СДС освоили новую методику борьбы с ИГИЛ. Чрезвычайно успешную, надо признать. Курды подходят, скажем, к селению, контролируемому "халифатом". Какому-нибудь Джадид Укайдату, например. Останавливаются. Высылают к старейшинам переговорщиков. Обычно – старейшин или делегатов от оных из ранее захваченного селения. Переговорщики передают свои – точнее, американские – предложения. Старейшины, как правило, соглашаются. Ведь в этих суннитских селениях члены ИГИЛ, собственно, все мужчины. А все молодые мужчины – так и боевики "халифата". И когда дедулям предлагают не просто сохранить их селение, а даже включить в состав "освободительной" коалиции под управлением США, те, как правило, соглашаются. И через короткое время оказывается, что ИГИЛа в селении уже нет, а мужчины с побритыми бородами – сплошь бойцы "Сирийских демократических сил".
Такая вот "политика примирения" по-американски…
Кто успеет к границе первым – тот успеет вообще
В этих условиях понятно, почему курды продвигаются вдоль левого берега Евфрата от месторождения к месторождению и от селения к селению, в то время как правительственные силы каждый метр продвижения оплачивают большими усилиями и кровью. Против них ИГИЛ держится как раз стойко, попыток мимикрировать даже не предпринимает, а частенько жестоко треплет САА в контратаках и налётах из пустыни на фланги.
Между тем, обе стороны сейчас на всех парах стремятся добрать до города Абу-Камаля, про ценность которого не раз говорил Царьград. Это практически последний населённый пункт в руках ИГИЛ, который может называться городом. Но главное – это город на границе, на пограничном переходе с Ираком. И это город, из которого дороги расходятся на пять направлений. Причём одна из них – стратегическая: Багдад – Дамаск. И если она свободна, то по ней могут свободно перемещаться силы, союзные Дамаску, но по происхождению проиранские. Те же отряды иракских проиранских шиитов. Или иранских шиитов. Или вовсе отряды иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) под каким-нибудь сторонним флагом.
Следовательно, тот, кто завладеет Абу-Камалем первым, и оседлает эту стратегическую позицию на стратегической трассе, по которой Дамаск может получать союзнические подразделения в подкрепление. А Иран – помогать антиизраильскому движению "Хизбалла" в его борьбе против Израиля. Или попросту – помогать себе в борьбе против Израиля, поскольку Иран остаётся едва ли не последней мусульманской страной, которая твёрдо и ясно объявила своей политической программой непризнание (а без обиняков если – ликвидацию) государства Израиль.
Понятно, что Иерусалим такое стратегическое решение совершенно не по душе. И Израиль всеми силами убеждает США вложиться в то, чтобы Абу-Камаль правительству Сирии не достался. А США "вкладывают" в эту задачу курдов. Чего их жалеть-то – их бабы ещё нарожают…
А может, Израиль действует и не только через США: как отслеживают наблюдатели, тихие, но интенсивные разговоры Иерусалим ведёт и с Москвой. И если САА не успеет первой к Абу-Камалю, то не исключено, что не только из-за ожесточённого сопротивления ИГИЛ.
Сообщается, между тем, что по данным французской разведки, на границе Сирии с Ираком в районе Абу-Камаль сосредоточено около 7 тысяч бойцов ИГИЛ. Если американцы до них добегут первыми, то не исключён вариант, что на их месте в течение нескольких минут окажутся 7 тысяч бойцов СДС. Которые и заступят на охрану и оборону государственной границы. От собственного правительства…
Тем временем к границе успели иракцы
Нет, возможно, это только предположения – в конце концов, наблюдателям положено наблюдать критически и предполагать предположительно. На деле сирийская армия пробивается к Абу-Камалю не только с северо-запада, вдоль речной долины, но и с запада, через пустыню. На этом пути есть и успехи: на днях было доложено, что от боевиков ИГИЛ освобождена насосная станция Т-2 на юге провинции Дейр эз-Зор. Кроме того, в ходе интенсивных столкновений силам правительственной армии и её союзникам – так, к сведению, "Хизбалле" и отряду афганских шиитов "Лива Фатимийюн", которых поддерживает и оснащает всё тот же КСИР, - удалось очистить от "чёрных" окрестности населённого пункта Бакталь. То есть продвинуться уже и за Т2.
Но те же злые языки среди наблюдателей высказывают предположение, что это продвижение – как раз больше инициатива союзников, а российские советники руководят борьбой с "бармалеями" в долине Евфрата и во всё ещё до конца не зачищенном Дейр-эз-Зоре…
Тем временем поступила информация, что со своей стороны к погранпереходу подошли бойцы иракской правительственной армии (вместе с той же вездесущей "Хизбаллой", но на иракской стороне) и окружили форпост ИГИЛ в городе Рава. Это всего в 10 км от городка Аль-Каим возле границы с Сирией. Это означает, что иракцы свою сторону очистят от "бармалеев" в ближайшее время: по их данным, там сидит всего от 400 до 500 боевиков ИГ, больше сотни из них убили ещё при подходе, и мешает занять погранпереход окончательно пока лишь песчаная буря.
То есть Ирак свою часть задачи практически выполнил. Кто первым успеет стать перед иракскими пограничниками с сирийской стороны – ещё вопрос.
Что ж, до развязки этого странного, но захватывающего забега за контроль над границей остаются, таким образом, считанные дни.