Хамед Али Хасеп был пленен бойцами генерала Сухейла Аль-Хасана несколькими неделями ранее в провинции Дейр-эз-Зор. В откровенной беседе он рассказал о службе в рядах террористов и причинах, побудивших взять в руки оружие.
Путь боевика: Из «Аль-Каиды» в ИГИЛ
За четыре года ему удалось повоевать в «Джебхат ан-Нусре»* (сирийской «Аль-Каиде»*) и под черными знаменами ИГИЛ. Это две конкурирующие группировки, между которыми и сейчас не прекращаются ожесточенные сражения не только за территориальное влияние, но и по идеологическим соображениям. По заявлениям главарей, примирение между двумя воинствующими кланами невозможно в принципе.
Сейчас Хамеду Али 46 лет. Он родился и вырос неподалеку от города Хшам на юго-востоке от города Дейр-эз-Зор, где закончил только четыре класса средней школы. Утверждает, что раньше и представить не мог, чем придется зарабатывать в будущем.
Поначалу он занимался земледелием, как и его отец. А с 2013 года вступил в батальон «Ахуаз», принадлежащий террористической группировке «Фронт ан-Нусра». По словам Хамеда, на этот шаг толкнуло бедственное положение его семьи — фермерство не приносило больших доходов.
Однако и служба в рядах «ан-Нусры» тоже вскоре разочаровала, так как не привела к желанному обогащению. Кроме того, «нусровские» полевые командиры не считали свой рядовой состав за людей и использовали боевиков в качестве пушечного мяса.
Поэтому в 2015 году, когда в поселок пришли «игиловцы», Хасеп и большинство других боевиков из батальона «Ахуаз» не стали сопротивляться, а присягнули на верность главарям ИГИЛ. Всех несогласных облачили в оранжевую робу и жестоко казнили.
Как ИГИЛ продаёт нефть туркам
По словам Хамеда Али, на фронт он сразу не попал, выполнял мелкие поручения, в основном по доставке сырой нефти в автоцистернах на сирийско-турецкую границу, где продавал ее туркам. Стоимость 200-литровой бочки была гораздо ниже рыночной и составляла примерно 22–25 долларов США. Вырученные деньги уходили на покупку оружия, боеприпасов и денежного содержания личного состава. Зарплата рядового боевика при этом составляла 100–150 долларов, немногим больше, чем в «Джебхат ан-Нусре».
Лагерь с инструкторами из США и Европы
Через несколько месяцев ему и некоторым другим боевикам из батальона «Ахауз» предложили отправиться в тренировочный лагерь под условным названием «Ксейба», расположенный в 20 километрах от населенного пункта Абу-Кемаль на территории Ирака.
Командиры ИГИЛ рассказывали потенциальным кандидатам, что там очень хорошие условия и неплохо кормят. Все это отчасти, по словам Хасепа, оказалось правдой. В «Ксейбе» условия проживания оказались более приемлемые, нежели в холодных подземных тоннелях Дейр-эз-Зора, где он провел несколько месяцев.
Лагерь подготовки условно поделен на два сектора, в одном из которых проживали инструкторы, а в другом — 200–300 боевиков.
«Среди инструкторов были пакистанцы, американцы, суданцы, казахи, а также представители европейских стран. Каких именно, я не знаю. Видел примерно 8 граждан Ирака, Египта и Саудовской Аравии. Всего человек 30», — рассказывает пленник.
Старшим лагеря являлся выходец из Саудовской Аравии, вторым лицом на базе — представитель Соединенных Штатов с позывным «Абу Хумар», который часто присутствовал и лично проводил некоторые занятия.
Кроме того, боевики ежедневно изучали огневую, тактическую и медицинскую подготовку, минно-подрывное дело, организацию диверсий, налетов, засад. Все эти навыки Хасеп Али реализует в будущем, когда вернется в родной Дейр-эз-Зор. А пока он вместе другими обучаемыми тщательно вникал в алгоритм ведения боевых действий в различных условиях, начиная от открытых пространств в пустыне, заканчивая горной местностью, ведение боя в лесу или городских условиях.
Диверсанты ИГИЛ
После того, как Хасеп закончил обучение, он покинул Ирак и вернулся в Сирию, где возглавил диверсионно-разведывательную группу из семи человек. В задачи бандформирования входило ведение разведки, организация налетов, захват сирийских военных, пытки и казнь пленных. Хасеп отрицает убийства и издевательства над безоружными мирными жителями, утверждая, что его отряд противостоял только врагам ИГИЛ — правительственным войскам в окрестностях Хомса. В сентябре он участвовал в военных действиях возле аэродрома к югу от Дейр-эз-Зора.
Подготовка на базах США
После того, как сирийским вооруженным силам удалось расширить буферную зону вокруг аэродрома, около тысячи боевиков ИГИЛ были переброшены из провинции Дэйр-эз-Зор на подконтрольную курдам территорию в провинции Хасеке. Часть боевиков подлежала обучению на американских военных базах, других планировалось включить в состав Сирийских демократических сил. Хасеп утверждает, что лично видел, что в эвакуации принимали участие вертолёты ВВС США.
«Если бы не помощь зарубежных государств, с группировкой ИГИЛ давно бы было покончено», — признается Хамед Али. От утверждает, что вооружение, боеприпасы поступали преимущественно из США и Израиля.
Но даже несмотря на внешнюю поддержку, многие боевики устали и морально измождены. В отрядах распространяется пропаганда об успехах игиловцев, иногда приглашаются религиозные проповедники для поднятия морального духа. Но это производит слабый эффект. Даже те, кто согласился пройти подготовку на американских базах, прекращают обучение и пытаются бежать.
Устал и Хамед Али. Бойцы из отряда Сухейла захватили в плен полевого командира несколько недель назад. По крайней мере, он сохранит себе жизнь. Вот только суда избежать не удастся, и наказание последует неизбежно.