Понятно, что президент США ввернул пассаж о самых бесстрашных воинах в мире ради красного словца, тем более, это именно то, чего ждали от него военные, перед которыми он выступал. На днях рейтинг Трампа опустился до рекордно низкого показателя за последние 70 лет, и ему нужно как-то поднимать популярность.
Тем не менее, в других странах такие заявления могут вызвать, как минимум, удивление. Конечно, такая характеристика, как бесстрашие, вряд ли поддается конкретному измерению, в отличие от самолетов, авианосцев или военного бюджета. Но можно ли на полном серьезе назвать американских военных самыми бесстрашными воинами в мире? А как же те же афганцы, которых США почти за 20 лет так и не смогли толком покорить, или немцы, или, страшно сказать, русские?
Пользователи в сети уже начали сравнить Трампа с президентом Украины Петром Порошенко, который тоже постоянно называет украинцев самыми смелыми воинами в мире. Правда, у США, в отличие от «незалежной», действительно самая мощная армия в мире, но, прежде всего, благодаря современной технике и огромным бюджетам. А вот бесстрашие — вопрос очень спорный.
Одну из самых масштабных военных операций США в ХХ веке, Вьетнамскую войну, вряд ли можно назвать образцом «бесстрашия» американских военных. Не понимать же под бесстрашием использование напалма и уничтожение мирных жителей вроде печально известного инцидента в деревне Сонгми.
Впрочем, первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич отметил, что выяснять, кто самый лучшим и смелый — вообще занятие неблагодарное.
По мнению Клинцевича, у истории недостаточно материала, чтобы подтвердить или опровергнуть заявления Дональда Трампа, так как американцы в последние десятилетия серьезно не воевали. «Не считать же настоящей войной, например, победу над Саддамом Хусейном в 2003 году», — написал сенатор на своей странице в Facebook. По мнению сенатора, подобные заявления — это «очевидный отголосок пресловутой теории американской исключительности», и человечество вполне обойдется без выяснения, кого следует считать самым смелым воином.
Профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ, доктор политических наук Андрей Манойло считает, что заявления Трампа далеки от истины.
— Я с уважением отношусь к американским военным и считаю, что среди них немало бесстрашных людей. Они хорошо оснащены технически, имеют высокий уровень подготовки и в большинстве своем грамотно воюют. Нужно отдать им должное.
Но называть их всех бесстрашными и отважными — это большое преувеличение. В основной своей массе американская армия сегодня представляет собой довольно рыхлую субстанцию.
«СП»: — Почему?
— Во-первых, она очень разнородна и состоит из разных элементов. Многие рассматривают армию исключительно как инструмент легализации и приобретения гражданства или же получения каких-то экономических выплат и выгод. Этим их мотивация и ограничивается.
Во-вторых, в этническом плане современная американская армия состоит не исключительно из белых англосаксонских американцев. Там присутствуют самые разные элементы. И этой несгибаемой протестантской англосаксонской гвардии, которая высаживалась в Нормандии во время Второй мировой и действительно демонстрировала стойкость и храбрость, уже нет. Она присутствует в вооруженных силах, но явно в меньшинстве.
Поэтому в современных вооруженных конфликтах американская армия предпочитает воевать дистанционно, без контакта с противником, который заведомо слабее, и при этом наваливаться скопом. Это не характеризует их, как людей отважных, это тактика, скорее, трусливого человека. Но именно так воюют американцы и в Ираке, и в Афганистане. Даже в Сирии они предпочитают стрелять своими крылатыми ракетами, а не ходить в атаки на ИГ *
Высокий уровень преступности среди американских военнослужащих также характеризует их, как людей «высокоморальных» и «отважных», особенно в плане отъема имущества мирного населения в тех странах, где они выполняют свои миссии. Поэтому Трампу, может, и хотелось бы верить, что американская армия — лучшая на свете, но сегодня это выглядит, как попытка успокоить себя и своих союзников.
Профессор Академии военных наук, политолог-американист Сергей Судаков убежден, что именно желание ободрить союзников и стояло за речью Трампа. Не случайно она была произнесена на японской базе США на фоне обострения отношений с Северной Кореей. Практически в то же время, что Трамп рассказывал о бесстрашии американских военных, в Южной Корее состоялась многотысячная акция протеста против планов США по силовому решению корейской проблемы, а сенаторы Конгресса предупредили, что необдуманные заявления президента могут привести к миллионам жертв.
— Большое азиатское турне Трампа связано с тем, что он должен оправдаться перед своими союзниками и гарантировать: что бы ни происходило, они получат поддержку со стороны США. Дело в том, что Япония и Южная Корея начинают сомневаться в том, что Америка способна их защитить. При этом деньги платят большие, страны фактически оккупированы, подписано огромное количество контрактов с американцами. Но эти деньги просто уходят в песок.
Дональд Трамп неоднократно заявлял о том, что Соединенные Штаты нанесут удар по КНДР, сотрут ее в порошок и так далее. Но сегодня вышли данные о том, что, оказывается, без наземной операции уничтожить все ядерные объекты Северной Кореи не удастся. А, значит, все заявления Трампа, как минимум, ошибочны.
Поэтому когда он говорит о том, что американская армия является самой доблестной и бесстрашной, он хочет убедить союзников продолжать платить деньги, а Америка взамен продолжит их защищать. Это попытка оправдаться в многочисленных провалах во внешней политике США, среди которых вопрос КНДР является одним из ключевых.
Единственное, к чему привели угрозы Трампа — это к тому, что северокорейцы собираются усовершенствовать свои ракеты. Не случайно, когда в Южной Корее недавно провели опрос, оказалось, что больше всего они опасаются, что США развяжут войну, и все они окажутся под ударом. Поколение 40+ в Южной Корее прекрасно понимает, что именно военные маневры Америки привели к такому обострению на Корейском полуострове.
Поэтому визит в эту страну получится для Трампа очень непростым. С одной стороны, он будет говорить южнокорейскому президенту, что всячески его поддерживает, с другой — убеждать его изменить товарооборот в сторону США, закупать больше американской военной техники, заключать контракты с их компаниями. Но может ли Трамп гарантировать, что войны не будет, а в случае войны Южная Корея не пострадает? Это ключевой вопрос.
Америка всегда была сильна союзниками, которые вокруг нее объединялись. Но сейчас, даже если прочитать книгу известного американского дипломата Ричарда Хаасса, становится очевидно, что ситуация меняется. Америка остается сильнейшей державой в мире с огромнейшей экономической мощью. Проблема в другом. Год за годом союзников, которые готовы слепо следовать за Америкой, становится все меньше.
«СП»: — Получается, за таким на первый взгляд дежурным заявлением скрывается серьезная подоплека?
— Да, перед Трампом стоит вполне определенная задача. Представьте, что вы наняли охранное предприятие, а его бойцы замечены в постоянных загулах, пьянках, игре в казино, праздношатании и так далее. Вы говорите: «Господа, я вообще-то вам деньги плачу, меня завтра могут убить, а вы что делаете?»
И тогда приезжает директор охранной компании и начинает убеждать, что деньги вы платите не зря. «Смотрите, все в форме, все трезвые, все вышли из запоя. Мы открываем новую страницу, и теперь все, как один, готовы за вас порвать глотку. Только продолжайте платить нам», — говорит он. Трамп сейчас ведет себя, как директор этого охранного предприятия, которому надо постараться отработать очень и очень большие деньги.
Анна Седова