Надо сказать, что Су-30 в адвокатах не нуждается. Он уже неоднократно доказал свои способности по части воздушного боя. Американские пилоты в Малайзии периодически участвуют в учебных боях на своих F-15C Eagle (это самолет, также предназначенный для завоевания господства в воздухе) и F/A-18E Super Hornet (палубный истребитель и штурмовик) с Су-30МКМ (модификация для Малайзии, уступающая Су-30СМ). Так вот, американцы по большей части воздушные сражения проигрывают.
Поэтому сравнивать F-15E надо с нашим аналогичным самолетом — истребителем-бомбардировщиком Су-34, который летчики называют «Утенком». Несмотря на то, что Су-34 был принят на вооружение в 2014 году, оба самолета почти ровесники. «Американец» совершил первый полет в 1986 году, а принят на вооружение в 1988 году. И никаких таких особых стелс-технологий в нем не использовано. Все по минимуму, то есть ЭПР порядка 5−6 кв.м. Как примерно и у Су-34.
«Россиянин» поднялся в воздух в 1990 году. После чего начались финансовые неурядицы, и его поставили в самый хвост очереди. Потому что всех устраивал фронтовой бомбардировщик Су-24. В конце концов, стало понятно, что приближается время, когда старослужащий бомбардировщик придется заменять новой машиной. И «Утенку» дали возможность пойти в серийное производство.
Надо сказать, что время простоя нового бомбардировщика позитивно отразилось на его качестве. На самолет установили современную авионику, в связи с чем он стал принадлежать к поколению 4++. У F-15E только один плюсик.
Есть у «американца» и плюсики по части сравнения его характеристик с характеристиками российского самолета. Прежде всего, это большая скорость на высоте — 2,5 М против 1,8 М. Однако тут есть один существенный момент. Максимальную скорость F-15E выжимает, что называется, налегке. То есть без подвесных топливных баков (ПТБ) и вооружения на внешней подвеске. При загрузке оба самолета имеют по 1,8 М.
Не все просто и при сравнении других паспортных данных. Принято считать, что F-15E способен нести 11 тонн ракет и бомб. Су-34 — 8 тонн. Но в эти 11 тонн американцы включают и ПТБ с горючим. Ракетная же нагрузка составляет всего лишь 5 тонн.
У Су-34 есть и еще одно существенное достоинство. Это эффективная станция радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которая компенсирует недостаточную радиолокационную скрытность самолета. Создаваемые станцией помехи подавляют нормальную работу ракет с радиолокационными головками самонаведения, а также сильно осложняют обнаружение и идентификацию самолета как бортовыми РЛС противника, так и радарами наземных комплексов ЗРК. По своим возможностям противодействия радарам противника Су-34 приближается к самолетам РЭБ. Благодаря этому вероятность поражения самолета системами с радиолокационным наведением снижается в 30 раз.
И еще одно отличие. «Утенок» имеет вторую РЛС — заднего обзора. При обнаружении севшего на хвост противника Су-34 имеет возможность выпустить ракету «воздух-воздух» в заднюю полусферу. Такого нет ни у одного американского истребителя, включая самолеты пятого поколения.
Завершая сравнение этих двух самолетов, необходимо сказать, что у Су-34 впереди долгая служба. На протяжении которой он будет наращивать свои ударные возможности, постепенно обрастая новейшими боевыми системами. Самолет многофункциональный, и вполне может постоять за себя при столкновении с «чистыми» истребителями. Не случайно тактика его использования не предполагает выделение ему истребителей прикрытия.
Ну, а время F-15E сочтено. Из него уже выжали все возможное, лет через пять, от силы через десять, его придется менять на новый ударный истребитель. Однако замена не просматривается — вся мощь американского авиапрома брошена на F-35. Даже если его и доведут до полностью работоспособного состояния, то заменой «Ударному орлу» он быть никак не может, потому что легкий истребитель не может заменить тяжелый, каковым является F-15E. Что же касается самолета той же самой весовой категории — F-22, — то его производство уже давно прекращено. А заменить придется 250 машин, именно столько сейчас эксплуатируется в ВВС США.
Однако это не совсем так. За шумихой, которую создает компания «Локхид Мартин» по поводу своего F-35, как-то совершенно не слышно о том, что «Боинг» делает лучший американский самолет предпятого поколения, название которого очень похоже на «Ударного орла». Это Boeing F-15SE Silent Eagle («Бесшумный орел»). Интересна история такой путаницы. Дело в том, что Die Welt подвигла к публикации статья в популярном американском издании The National Interest. И немцы добросовестно ее пересказали. Однако американское издание по сложившейся традиции перепутало самолеты, попытавшись сопоставить несопоставимые машины.
Вот «Бесшумный орел», относящийся к поколению 4++, — это уже, действительно, прекрасная современная машина. Очень глубокая модернизация своего предшественника, собирающегося на покой. У него новый планер, построенный с учетом максимально возможного снижения радиолокационной заметности при сохранении скоростных и маневренных характеристик. У «Бесшумного орла» ЭПР порядка 0,5 кв.м., с учетом внешней подвески — 1,5 кв.м. Это очень хороший показатель.
В результате получился не новый истребитель-бомбардировщик, а по-настоящему многоцелевой истребитель. То есть он должен прекрасно решать и задачу завоевания господства в воздухе. Разумеется, с максимально возможной для «американцев» маневренностью, до машин ОКБ Сухого он по этой части не дотягивает. Но однозначно летает существенно лучше, чем F-35.
У F-15SE РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Оптико-локационная станция, позволяющая вести «охоту» с выключенным радаром". Есть станция РЭБ, как утверждают разработчики, качество которой существенно повышено по сравнению с предыдущими разработками. В общем, авионика на хорошем уровне. Причем без программных излишков и заморочек, над которыми уже несколько лет бьются лучшие умы «Локхид Мартин», пытающиеся довести до ума F-35.
Так что хвалиться американскому «Национальному интересу», а вслед за ним и немецкому «Миру» надо было совсем другим «Орлом», не ударным, а бесшумным. И сравнивать его надо тоже совсем с другим российским самолетом — с Су-35, который относится к тому же классу истребителей. И также является новинкой российского авиапрома. И мы это когда-нибудь сделаем. Но придется немного подождать, пока «Бесшумный орел» не оперится. Потому что сейчас существует только один его летающий образец. Так что это пока не самолет, а проект самолета. Хоть и весьма амбициозный.