Господь отвёл от России эту угрозу, прохиндею не суждено было возглавить РПЦ, правда, через это испытание пришлось пройти российскому государству.
В 1992 году Филарет объявил о создании Украинской православной церкви Киевского патриархата, не признанной ни одной из поместных православных церквей и не имеющей ни малейшего шанса на это признание.
За раскольническую деятельность Денисенко был лишён сана и предан анафеме.
С самого начала своей новой раскольничьей карьеры патриарх-самосвят вошёл в тесное сотрудничество с украинскими националистами, которое достигло высшего расцвета в последние годы, когда сам Филарет многократно награждал «героев АТО», включая ныне проходящих по уголовному делу по обвинению в мародёрстве, изнасилованиях, грабежах, пытках и убийствах отморозков из батальона «Торнадо», а священники УПЦ КП духовно окормляли сначала погромщиков на Майдане, а потом и нацистов перед боями в Донбассе.
На сегодняшней (1 декабря, – прим. ред.) пресс-конференции Филарет, как это легко можно было предсказать заранее, заявил, что он не намерен был каяться, а хотел лишь возобновить молитвенное общение между православными общинами и просил снять с него анафему.
Своей вины в расколе он не признаёт и не видит.
В попытке получить автокефалию (признанную независимость) самозванец пытался достучаться до Константинопольского престола, но там ответили категорическим отказом, пояснив лишь, что какие-либо просьбы могут быть рассмотрены лишь после того, как Филарет урегулирует свои проблемы с РПЦ.
Ещё вчера (30 ноября, – прим. ред) высказывались предположения, что целью послания как раз и является попытка начать диалог, в ходе которого украинский авантюрист постарается добиться смягчения позиций РПЦ.
Однако на сегодняшней (1 декабря) пресс-конференции Денисенко отпёрся от всего им написанного и вновь призвал к гонениям на своего конкурента — Украинскую православную церковь Московского патриархата, прихожанами которой сегодня остаётся большинство граждан Украины.
Долгие годы Филарет посвятил тому, чтобы натравить украинское государство на каноническую церковь, и в последнее время его старания стали приносить весьма ощутимые плоды.
В Верховной раде зарегистрирован законопроект «О статусе религиозных организаций», в котором государственные органы наделяются правом налагать запрет на конфессии, сотрудничающие с государством-агрессором, то есть Российской Федерацией.
Кроме всемерной поддержки самого одиозного нацизма и неприкрытого желания уничтожить УПЦ МП, Денисенко отметился и на ниве бесцеремонного и неприкрытого грабежа.
Практика захвата храмов и приходского имущества с использованием силы (известны случаи загадочных смертей священнослужителей) насчитывает уже два десятка лет, но в последние годы в связи с особой ролью нацистской раскольничьей церкви и тем, что в ряды её мирян влились «ветераны АТО», масштаб и наглость грабежей возрастают.
Поэтому, я думаю, члены Архиерейского собора, отреагировав положительно на послание Филарета — иначе они просто не могли в силу церковной этики — отдавали себе отчёт, что человек, отринувший путь высокого служения и ставший раскольником, покровителем нацистов и военных преступников, сам погрязший в бандитизме, который он старательно культивирует среди мирян и клира, едва ли чудесным образом в одно мгновение исцелился и решил вернуться в лоно канонической церкви.
Мне кажется, что цели Денисенко достаточно просты и читаемы с далёкого расстояния.
Не имея никакой надежды на то, что образованная им церковь будет признана, он нуждается в постоянно возобновляемой вражде с Русской православной церковью, ибо видимость диалога создаёт иллюзию паритетного отталкивания сторон друг от друга.
То есть самозваная церковь общается с канонической как бы на равных.
Понятно, что это мошеннический трюк, ибо никто в диалог с Филаретом вступать не собирается, кроме как по вопросу о признании им совершения тягчайших грехов и преступлений против веры.
Поэтому Денисенко и прибег на сей раз к дешёвому и беспроигрышному трюку — его письмо было оформлено как предисловие к явке с повинной, но без детализации и списка прегрешений. Что и позволило сегодня заявить, что никакого покаяния не было и быть не могло.
Можно считать, что фокус удался. Непосвящённым могло показаться, что РПЦ хотела бы установить отношения с раскольничьим украинским приходом, но это не так. Церковь радуется возвращению любого грешника в её лоно, но признание греха — это обязательное условие.
Зло, обретшее в лице Филарета одного из вернейших своих слуг, сегодня прибрало к своим рукам Украину, но кажется, что руки эти разжимаются с каждым днём всё более, не в силах удержать свою жертву. И когда они совсем ослабят свою хватку, великому проходимцу, если всё ещё будет жив, придётся искать себе надёжное убежище. А такое едва ли сыщется и на этом и на том свете.
Андрей Бабицкий, Life