Советский Союз: От нищеты и убогости - к вершинам человеческого развития.
Полвека назад постоянный прогресс и развитие казались неизбежными. Жизнь доказала противоположное
ЛАРИСА ШЕСЛЕР
7 ноября 1975 г. Физкультурники на Красной площади во время празднования 58-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. ФОТО Савостьянов Владимир/Фотохроника ТАСС
Когда Страна праздновала 50-летие Великой революции, мне было столько лет, сколько сегодня моей внучке.
Я тогда смотрела на свою бабушку, как на древний археологический феномен.
Она, рожденная в беднейшей крестьянской семье, с 10 лет работала помощницей кухарки, спала на половичке возле печки, и ела объедки с хозяйского стола.
Она была очевидцем Ленского расстрела, о котором писалось в первом выпуске газеты «Правда», пережила Гражданскую войну, которая затянулась в Сибири и Якутии до середины 20-х. Бабушка пережила Отечественную, моя мать вспоминала лютый голод, который она испытывала всю войну – на Крайнем Севере даже картошка родилась не каждый год, а на карточку иждивенцев приходилось всего 300 граммов хлеба.
У бабушки арестовывали мужа – беспаспортного корейца-золотоискателя, у бабушки было много детей, они жили так бедно, что сегодня трудно представить. Но.. все ее дети получили образование, моя мать закончила мехмат университета, ее сестра была главбухом коопторга, ее братья были механиками, водителями, геологами.
И бабушка была горячим сторонником Советской власти, потому что только в ней она видела источник взлета всей страны в космос, к новой жизни. В этой преобразованной стране у ее детей и внуков открылось будущее не возле печки, в подвале прачечной или в сапожной мастерской.
Она была живым свидетелем того, как разрушенная после войны страна осваивала Крайний север, она читала о первом в мире атомном ледоколе «Ленин», о грандиозных стройках гидроэлектростанций, которые дали будущее Сибири. Она увидела, как ее дети и внуки отдыхают в санаториях и пионерских лагерях в Крыму и на Кавказе, как ее внуки учатся играть на скрипке и в театральной студии.
Мне тогда это казалось естественным – что удивительного, ведь прошло ЦЕЛЫХ ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ! От нищеты и бесправия, от отсталости и убогости – к вершинам человеческого развития.
Вот прошло еще 50 лет! Целых 50! Всего лишь 50! И только сегодня я могу оценить тот огромный рывок, который прошла страна с 1917 года за первые 50 лет своего существования.
Мы были наивными, убежденными, что жизнь может идти только вперед и вверх. Только прогресс, только развитие!
И нам выпало узнать, что в истории существует деградация, что существуют эпохи регресса и упадка, что возможна реставрация, казалось бы, побежденного строя классового и сословного неравенства. Немыслимая в СССР вражда между народами и людьми вдруг стала жуткой реальностью, обернувшись войной в Нагорном Карабахе, Таджикистане, и родном Донбассе.
Эта эпоха регресса пришлась на нашу жизнь. Мы - поколение побежденных.
Но история показывает, что все реставрации прошлого носят временный характер, человечество все равно идет вперед, прорываясь в будущее через жертвы и преграды.