Он имел в виду взаимодействие спецслужб США и России, позволившее, как сообщила пресс-служба Кремля, предотвратить теракты в Санкт-Петербурге. В связи с этим ведущий организованного Белым домом телефонного брифинга отметил, что, по мнению Вашингтона, аналогичное конструктивное взаимодействие с Москвой наблюдалось в текущем году и в ходе "некоторых битв в Сирии против ИГ" (запрещенной в России террористической группировки "Исламское государство"), "в предотвращении конфликтов" в сирийском воздушном пространстве между ВКС РФ и ВВС США, "в попытках создать зоны безопасности (деэскалации - прим. ТАСС)" в Сирии.
"Но мы все еще видим много сфер, в которых наши интересы или не совпадают, или вступают в прямой конфликт", - продолжил высокопоставленный представитель американской администрации.
Тем не менее, сказал он, отношения России и США "сейчас, безусловно, лучше, чем несколько месяцев назад, когда и госсекретарь [США Рекс Тиллерсон], и президент [Трамп] отмечали, что отношения, как представлялось, находились в нижней точке". Президент концентрирует внимание на нахождении областей сотрудничества там, где они могут быть найдены, одновременно всегда сохраняя бдительность в деле защиты американских интересов", - добавил представитель правительства США.
При этом в соответствии с информацией, изложенной на брифинге, в новой редакции стратегии нацбезопасности обозначены "три крупные группы бросающих вызов" Соединенным Штатам. Таковыми названы "ревизионистские державы", якобы стремящиеся обеспечить такое мироустройство, которое противоречит американским "интересам и ценностям", "режимы-изгои, распространяющие террор, угрожающие соседям и желающие обзавестись оружием массового уничтожения, дестабилизируя важнейшие регионы", а также "транснациональные организации террора".
Классификация режимов
На просьбу разъяснить, что имеется в виду под термином "ревизионистские державы" и какие конкретно страны Белый дом включает в этот разряд, представитель администрации США ответил: "Это такие державы, которые стремятся изменить статус-кво". "Большинство людей считает, что вторжение России на Украину и в Грузию изменило статус-кво в Европе. Китай, создающий острова в Южно-Китайском море, тоже стремится изменить там статус-кво", - заявил чиновник.
Ко второй группе составители обновленной редакции Стратегии причислили Иран и КНДР.
Китай - "стратегический конкурент"
"Китай будет обозначен в стратегии как "стратегический конкурент" ввиду того, что Пекин может эффективно действовать в политической, экономической, оборонной и информационной сферах таким образом, каким не могут другие наши конкуренты. Мы работаем с Китаем, мы не исключаем кооперации в каком бы то ни было виде в сферах, представляющих взаимный интерес", - сказала представитель администрации. "Мы будем продолжать работать с ними, в том числе продолжим работать с Пекином по проблеме КНДР. Мы хотим работать с ними, однако при понимании того, что имеет место и соперничество", - указала он.
По словам чиновника, в целом администрация хочет обратить внимание общественности на то, что Китай представляет угрозу "американским инновациям, незаконно присваивая себе интеллектуальную собственность", и что США должны разными способами защищать такого рода данные, в том числе и от Пекина.
В августе Трамп подписал меморандум, который поручает представителю США на торговых переговорах Роберту Лайтхайзеру выяснить, следует ли инициировать расследование по вопросу предположительного нарушения Китаем интеллектуальных прав американских компаний. Если Лайтхайзер сочтет необходимым проведение расследования, он будет в состоянии сам инициировать такое разбирательство, которое может продлиться до года. Результатом может стать введение определенных рестрикций в отношении Китая, обсуждение возможной выплаты им компенсации США или устранение того или иного торгового барьера или практики
В сентябре Лайтхайзер назвал Китай беспрецедентной угрозой мировой системе торговли. С его точки зрения, Всемирная торговая организация не в состоянии справиться с теми торговыми практиками, которые применяет КНР, в связи с чем, по его мнению, созрела необходимость "найти другие пути, чтобы защитить компании, рабочую силу и систему экономики" США.
США не навязывают демократию
"Мы не навязываем наш образ жизни, мы не навязываем демократию. Мы стремимся определить и рассчитывать на так называемые позитивные силы в стране, что мы называем воодушевлением партнеров", - сказал чиновник, отвечая на вопрос журналиста о том, планирует ли администрация упоминать в документе "продвижение демократии" в качестве одного из направлений политики.
По его словам, США говорят с такими силами "об американским принципах, демократических принципах", и мы обращаем внимание на то, "что эти принципы, как правило, работают для стран, которые хотят им следовать и принимать их". "Но, в конечном итоге, выбор за ними", - пояснил член администрации.
В августе Трамп уже заявлял о соответствующем подходе США, который он назвал "принципиальным реализмом". Говоря о новой стратегии Вашингтоне в Афганистане, американский лидер отметил, что "американская военная сила отныне не будет использована для того, чтобы создавать демократии на отдаленных территориях или пытаться перестроить другие страны на свой лад". По его словам, США "вместо этого будут работать с союзниками и партнерами, чтобы защищать общие интересы".