«Ввиду незаконной аннексии Крымского полуострова Российской Федерацией и конфликта на востоке Украины сразу по завершении обсуждения регламента Европейского инструмента соседства Европейская комиссия использовала весь потенциал механизма внешнего сотрудничества и в апреле 2014 года подписала Соглашение о государственном развитии с бюджетом в €355 млн с целью стабилизации политической и экономической ситуации на Украине. Это крупнейшая в истории двусторонняя программа для Украины», — отмечают авторы.
При этом доклад Еврокомиссии не содержит данных о том, что в Крыму был проведён референдум, на котором большинство жителей высказались за воссоединение с Россией.
Согласно документу Киеву также было выделено около €10 млн на программы по поддержке деятельности НКО в стране для проведения мониторинга реализации национальных реформ.
Кроме того, авторы документа обвиняют Россию в «постоянном вмешательстве во внутренние дела страны».
«Значительные инвестиции»
В то же время авторы констатируют, что возможности, бюджет и гибкость Европейской политики добрососедства фактически исчерпаны.
«Европейский инструмент соседства используется на пределе cвоего потенциала реагирования, а также экономических возможностей.
По оценке внешних экспертов и нескольких заинтересованных сторон, меры реагирования, принятые в рамках этой программы, не отвечали потребностям и поставленным задачам», — говорится в материале Еврокомиссии.
С одной стороны, как отмечается в документе, Брюссель наблюдает на Украине прогресс в борьбе с коррупцией, со злоупотреблениями в сфере госзакупок и государственного управления.
С другой — Еврокомиссия констатирует некоторые трудности, в том числе и в восстановлении разрушенных из-за конфликта регионов Украины.
В связи с этим в документе отмечается, что ЕК требуются «более значительные политические и финансовые инвестиции».
«В настоящее время и в будущем от ЕС потребуют более значительных политических и финансовых инвестиций, а также привлечения дополнительного финансирования, в том числе путём дальнейшего расширения сотрудничества с крупными финансовыми учреждениями и мобилизации частного сектора посредством распределения финансового бремени и предоставления гарантий», — сообщается в документе.
В то же время механизм оценки результатов и эффективности программ ЕС «остаётся в зачаточном состоянии».
Еврокомиссия лишь ведёт работу по созданию эффективной системы мониторинга программ ЕС, которая должна показать реальные достижения стран — реципиентов европейской помощи.
«Власти пытаются усложнять жизнь»
На Европейскую политику добрососедства на период 2014–2020 годов выделено более €15,4 млрд. Программа нацелена на сближение Европы с соседями для поддержания и укрепления стабильности, безопасности и процветания в регионе.
В рамках программы ЕС взял на себя обязательство оказывать поддержку экономическому развитию стран-партнёров для реализации проектов по продвижению демократии, верховенства права и должного управления в государствах — соседях Евросоюза.
В свою очередь, Украина обязалась провести реформы в сферах децентрализации, борьбы с коррупцией, правосудия, а также реформы полиции, государственного управления, торговли, энергетики, банковской системы и здравоохранения, в связи с чем ЕС и выделяет значительные ресурсы.
Проведение продиктованных Брюсселем реформ на Украине является одним из важнейших условий Соглашения об ассоциации с ЕС.
Как заявил в октябре комиссар ЕС Йоханнес Хан в интервью изданию Eastbook, помощь Евросоюза Украине предполагает активный переход страны к демократическим стандартам по образцу ЕС.
«В настоящее время наша поддержка помогает поставить страну на путь демократических реформ. Кроме того, Украина получила доступ к ряду программ ЕС в рамках Европейской политики соседства, что также способствует ее реформированию и модернизации, конвергенции в административном и нормативном плане, а также заимствованию стандартов и передового опыта ЕС», — сообщил комиссар.
Он подчеркнул, что ЕС оказал Киеву «беспрецедентную финансовую помощь»: Брюссель обязался предоставить €12,8 млрд макрофинансовой поддержки в форме кредитов и грантов на проведение политических и экономических реформ.
В то же время Йоханнес Хан отметил, что на Украине широко распространена коррупция. В частности, комиссар ЕС отметил, что многие приговоры по делам с участием высокопоставленных лиц до сих пор не вынесены, а специальные органы, созданные в рамках кампании по борьбе с коррупцией, «до сих пор не в состоянии эффективно проверять декларации о доходах государственных должностных лиц».
«Власти Украины, похоже, постоянно пытаются усложнить жизнь активистам по борьбе с коррупцией и общественным организациям, которые пытаются победить в схватке с коррупцией на самых высоких уровнях.
Мы вместе с Международным валютным фондом, Всемирным банком и другими донорами и международными организациями обеспокоены тем, как развивается ситуация по данному вопросу на Украине», — подчеркнул Хан.
«Бросить нельзя и вытянуть нельзя»
Доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России Кирилл Коктыш отметил в разговоре с RT, что Киев стремится использовать любые рычаги давления на Брюссель и Вашингтон. Так, Украина стремится пополнить бюджет за счёт помощи других стран.
В частности, для оправдания новых запросов на получение средств власти страны апеллируют к крымскому вопросу.
«Киев легитимирует получение абсолютно любых денег проблемой ухода Крыма. Никакого другого повода получить деньги от Еврокомиссии нет. Здесь вопрос бюджетного оформления.
Я думаю, были распоряжение и настоятельная рекомендация Вашингтона деньги выделить. Дальше, соответственно, подыскивали ту статью, которая будет звучать прилично и пристойно. Вашингтон постарался переложить финансовую ответственность на Еврокомиссию.
Но понятно, что выделенных средств элементарного баланса доходов и расходов совершенно недостаточно. Суммы могут звучать внушительно, но мы знаем, что Украине требуется плюс $3 млрд в год», — заявил Коктыш.
Также политолог подчеркнул, что сегодня главная проблема Украины — катастрофическое снижение легитимности власти президента Петра Порошенко.
«Слабая легитимность центрального лица означает очень слабый функционал государственной машины. Это главная проблема, которая будет только усугубляться», — полагает Коктыш.
По мнению эксперта, цель ЕС — подчеркнуть вовлечённость в решение украинской проблемы.
«Бросить нельзя и вытянуть нельзя, остаётся поддерживать. Как в той шутке: если вначале Украина была чемоданом без ручки, то потом, учитывая разгул коррупции, превратилась в ручку без чемодана.
Претензии к реформам — это претензии к управляемости. Если власть не смогла осуществить эти реформы, значит, все деньги растекаются непонятно куда, невозможно их отследить», — отметил политолог.
«Вялые темпы реформ»
Ранее Европейская комиссия отказала Киеву в последнем транше кредита по программе макрофинансовой помощи, так как Украина не соблюдала условия получения средств.
В ЕК отметили, что Киев предпринял значительные усилия, чтобы получить третий, последний транш, однако исполнил не все взятые на себя обязательства.
«Поэтому Еврокомиссия не может перечислить последний транш», — говорится в сообщении ЕК.
Ранее европейские представители уже обращали внимание на трудности, связанные с реализацией реформ на Украине. Так, в ноябре в докладе Генерального директората по внешней политике ЕС сообщалось о внутриполитических конфликтах, препятствующих демократическим изменениям.
«Вялые темпы реформ обусловлены затяжным политическим конфликтом между правящей коалицией и оппозиционными группами.
Верховная рада уже почти два года работает без официально оформленной правящей коалиции, что является нарушением Конституции страны», — говорится в отчёте Генерального директората.
В документе имеется в виду ст. 83 Конституции Украины. В ней сказано, что для принятия законов Раде необходима коалиция большинства, которая должна составлять не менее 226 депутатов. На данный момент такой коалиции формально не существует.
Кроме того, требуемые Европейским союзом реформы, а также законодательные инициативы украинского парламента, среди которых и закон о реинтеграции Донбасса, тормозятся из-за разобщённости Верховной рады, что также подтверждается Генеральным директоратом по внешней политике ЕС.
«Официальная форма правления Украины — президентско-парламентская республика, однако нынешние разногласия в Раде укрепили роль президента.
Сейчас глава государства контролирует правоохранительные органы, службы безопасности, армию, дипломатический корпус, а также прокуратуру», — поясняется в отчёте директората.
Несмотря на попытки проведения антикоррупционной реформы, коррупция остаётся «самым важным вызовом» для Украины. Европейское ведомство сообщило, что 90% украинцев считают коррупционную составляющую серьёзной проблемой.
Также отмечается, что именно она может стать ключевым фактором, ограничивающим эффективность финансовой помощи Украине со стороны стран Запада.
Дмитрий Булгару