(Часть 1.)
Тайны Третьяковской галереи.
Тайны старых картин
Будущий основатель Третьяковской галереи был в детстве достаточно замкнутым и предпочитал проводить время за чтением и в походах на Сухаревский рынок, где были развалы со всякой всячиной. Лет в 20 с небольшим он приобрел там порядка десяти картин малоизвестных старых мастеров, но быстро понял, что среди старого искусства легко можно встретить подделку. С тех пор Третьяков решил покупать произведения только современников и предпочтительно у самих художников. Но были и исключения, когда речь шла о мастерах, уже ушедших из жизни.
И тут, бывало, случались непреднамеренные ошибки. Например, Павел Михайлович купил картину "Юный живописец" как работу кисти Антона Лосенко, популярного в свое время художника, отправленного в пенсионерскую поездку во Францию, впоследствии академика и основоположника русской исторической живописи.
Однако еще в конце XIX века некоторые знатоки начали сомневаться в авторстве, и в 1910-х годах ставший попечителем Третьяковской галереи Игорь Грабарь, который проводил масштабные исследования коллекции, составляя первый научный каталог собрания галереи решил подтвердить или опровергнуть эти догадки. Тогда не было такой аппаратуры, как сейчас, и риск был велик: могло статься, что под подписью ничего не обнаружится, а холст будет поврежден. Слой за слоем аккуратно смывалась краска, и возникла другая подпись - J. Firsove. Сомнений в ее подлинности не было - так выяснилось, что "Юного живописца" (1765-1768, ГТГ) написал Иван Фирсов. Кстати, на выставке "Тайны старых картин", которая откроется в музее 31 мая, можно узнать больше о закулисье музейной жизни.
Портрет П.М.Третьякова кисти Ильи Репина, 1901 год
Иногда Павел Третьяков привлекал брата Сергея, который коллекционировал западноевропейское искусство, для покупки работ во избежание конфликтов с некоторыми художниками, ревностно отслеживающими его приобретения. Так в собрание попали, в частности, "Полесовщик" Ивана Крамского и некоторые работы Александра Иванова.
Запретное искусство.
Третьяков, будучи человеком широких взглядов и справедливо считая, что для понимания некоторых вещей требуется время, порой покупал искусство, запрещенное цензурой. Таким образом он давал понять художникам, что они могут творить свободно, не опасаясь невостребованности. Среди таких работ в его коллекции - картина "Сельский крестный ход на Пасхе" (1861, ГТГ) Василия Перова, которую сняли с выставки Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, а Третьякову рекомендовали не показывать посетителям. В случае с этой и некоторыми другими картинами он, как законопослушный гражданин выполнял предписания, завешивая картины коленкором.
Однако иногда это имело обратный эффект: и так популярная галерея переполнялась посетителями как только становилось известно о том, что там появилась новая "запрещенная" картина. Так было, например, с полотном "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885, ГТГ)Ильи Репина. Запрет на его демонстрацию, правда, был снят довольно быстро, что не уберегло холст от нападения в 1913 году, и теперь из соображений сохранности картина не покидает музей.
Картина "Распятие" (1892 год), представленная на выставке "Что есть истина? Николай Ге. К 180-летию со дня рождения" в Государственной Третьяковской галерее
Самой показательной является история с приобретением картин Николая Ге. В этом смысле на Третьякова, который честно признавался, что не понимает его живописи на религиозные сюжеты, воздействовал писатель Лев Толстой. "…Выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные", - писал он меценату о картине "Что есть истина?". При подготовке выставки Ге в 2011 году были проведены серьезные рентгенографические исследования, и выяснилось, что верхний красочный слой скрывает картину "Милосердие", написанную десятью годами ранее и крайне прохладно встреченную критикой. О ней было известно по воспоминаниям современников художника, однако специалистов ждала еще одна сенсация: на этом холсте остались также следы еще одного произведения, по всей видимости, одного из вариантов "Распятия". Кстати, Третьяков пообещал сыновьям Ге, которые после смерти художника передали в галерею все его значимые работы, построить Музей Ге. Этот проект так и не был осуществлен из-за смерти Павла Михайловича.
Возможности упущенные и обретенные.
«Христос и грешница»
худ. Поленов В.Д.
Может показаться, что Третьяков приобретал все, что хотел. Однако это не совсем верно, так как конкуренция на художественном рынке существовала всегда, и за некоторые вещи приходилось серьезно бороться. Так, например, "Христос и грешница" (1888, ГРМ) Василия Поленова у коллекционера увел Александр III, равно как и "Запорожцев" *(1890, ГРМ) Ильи Репина, в то время как Третьяков вел с художниками переговоры о покупке этих картин. Репин сделал для Третьякова авторское повторение картины, которая после перераспределения коллекций в 1930-х годах оказалась в Харьковском художественном музее. Павлу Михайловичу при жизни не досталась картина Василия Перова "Проводы покойника" (1865, ГТГ), которую он очень любил, однако после национализации коллекций она все-таки попала в его галерею из расформированного Румянцевского музея.
Некоторые картины, с которыми сейчас ассоциируется собрание Третьяковской галереи, были приобретены не Павлом Михайловичем. В их числе - "Девочка с персиками" Валентина Серова и "Портрет неизвестной" Ивана Крамского, который он отклонил из-за излишней "красивости".
Дворец дожей на Крымском Валу.
Можно сказать, что Третьяковская галерея на Крымском Валу стоит на земле Третьяковых: их владения в Голутвине простирались до самой Москвы-реки. Это здание, которое музей делит с Центральным домом художника, было построено в 1960-70-х годах по проекту Николая Сукояна и Юрия Шевердяева. Его пропорции повторяют пропорции венецианского Дворца дожей, и не удивительно, что главный вход архитекторы запланировали со стороны реки. Однако долгое время он оставался невостребованным. В прошлом году музей решил восстановить исторический замысел - в течение теплого времени года во внутреннем дворе проходили различные мероприятия, в этом году их обещают еще больше.
Здание Третьяковской галереи на Крымском Валу
Уже почти не вспоминают, что 10 лет назад всерьез обсуждались планы по сносу этого здания, чему не суждено было осуществиться, и теперь Третьяковская галерея намерена серьезно отремонтировать свои помещения и пересмотреть организацию экспозиции с шедеврами русского искусства ХХ века. Некоторые преобразования видно уже сейчас: в холле и экспозиции изменилась навигация, появились информационные таблички на нескольких языках, в том числе китайском, кафе и сувенирный магазин. Пройдя от галереи через "Музеон" к храму Святителя Николая Мирликийского в Голутвине, рядом с ним можно увидеть с виду неприметный дом, где родились братья Павел и Сергей Михайловичи Третьяковы. В скором времени, после реставрации, он станет публичным.
Окна с секретом.
Семья Третьяковых переехала в дом в Толмачах в 1851 году, и со временем, по мере увеличения коллекции, он прирастал дополнительными пристройками. В итоге всего их оказалось пять, и сейчас здания скрыты за похожим на русский терем фасадом, который был разработан художником Виктором Васнецовым и давно стал символом музея. Таким образом, находясь в некоторых помещениях музея (вестибюли, залы 1, 3-7), можно и сейчас оказаться в доме Павла Михайловича, а на главной лестнице увидеть силуэт тройного окна. В течение ХХ века музейный комплекс в Лаврушинском переулке активно развивался и реконструировался, сейчас там полным ходом идет строительство нового корпуса, обращенного к Кремлю. Архитектурное бюро SPEECH формой и размером окон обыграло шпалерную развеску картин в галерее Третьякова: разного размера, они укрывали стены в несколько рядов и располагались и горизонтально, и вертикально.
Фасад нового корпуса Третьяковской галереи
Благодарим за помощь в подготовке материала Ученого секретаря Государственной Третьяковской галереи, автора книги "Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы: мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века" Татьяну Юденкову.
Над материалом работали Светлана Янкина, Евгений Вагин, Илона Грибовская
Ожили залы Третьяковки...
Торжественны и вновь на Вы.
Мы смотрим виданное в прошлом
И открываем вновь миры.
/Трегубов Алексей/
(Часть 2.)
Десять малоизвестных фактов о Третьяковке.
1. Третьяков начинал с покупки западноевропейской живописи.
секреты Третьяковки
Купец и меценат Павел Третьяков на протяжении всей жизни интересовался живописью, но сам картин не писал никогда. В юности он стал собирать книги с иллюстрациями, гравюры. Свои первые покупки он делал на Сухаревском рынке, до которого любил совершать воскресные прогулки. В самом начале пути коллекционера Павел Михайлович и не думал, что его собрание будет состоять исключительно из произведений русских живописцев. Как и все начинающие собиратели, он совершал случайные приобретения. Так, в 1854–1855 годах Третьяков купил одиннадцать графических листов и девять картин старых голландских мастеров. Передвижник Илья Остроухов, позже ставший одним из руководителей Третьяковской галереи, после смерти Третьякова вспоминал следующее: «Первые две-три ошибки в столь трудном деле, как определение подлинности старых картин, навсегда отвернули его от собирательства старых мастеров. Впоследствии покойный говаривал: “Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника”». Сегодняшние коллекционеры современного искусства этот здравый довод точно поддержат.
2. Павел Третьяков о планах создании музея русской живописи впервые пишет в завещании.
В двадцать восемь лет Павел Третьяков написал свое первое завещание — он собирался ехать за границу изучать, как устроено льноткацкое дело на фабриках в Западной Европе. По правилам того времени и по договоренности с партнерами необходимо было составить завещание. Молодой купец занятно распределяет всё то, что он получит от своего отца и что заработано к двадцати восьми годам уже им самим: «Капитал в сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи… Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».
3. Датой основания галереи стал день приобретения полотна «Стычка с финляндскими контрабандистами» Худякова.
Василий Худяков
«Стычка с финляндскими контрабандистами» 1853 г.
Принято считать, что история Третьяковской галереи началась 22 мая 1856 года (по новому стилю). В этот день Павел Третьяков купил картину Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами», а художник получил расписку. Начиная с этого времени Третьяков приобретает десятки работ, не останавливаясь даже перед крупными тратами. Сам же коллекционер своим первым русским приобретением считал картину «Искушение» живописца-жанриста Шильдера, об этом он пишет в письме к критику Стасову (правда, спустя тридцать лет после первых покупок) в 1893 году после передачи художественной галереи в дар Москве.
4. В основе Третьяковской галереи лежат коллекции двух Третьяковых — братьев Павла и Сергея, который собирал западную живопись.
Павел и Сергей Третьяковы
Фото: пресс-служба Третьяковской галереи
5. В коллекционировании русских художников Третьяков соперничал c императором Александром III.
"Покорение Сибири Ермаком"
худ. Василий Иванович Суриков 1895 г.
Третьяков в приобретении новых работ проявлял не меньше прыти, чем в коммерческих сделках. Сохранились воспоминания, согласно которым император Александр III и его брат великий князь Владимир Александрович (он, кстати, был президентом Императорской академии художеств и во многом стал причиной выхода Серова и Поленова из Академии) нередко возмущались на выставках, видя картины, которые уже были отмечены как собственность Третьякова. Всё потому, что он предпочитал покупать полотна в мастерской непосредственно у художников еще до открытия выставок. Показательный случай произошел уже после смерти Александра III. В память о нем его сын Николай II, зная, что отец очень хотел заполучить картину Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», перебил цену и предложил за нее рекордную по тем временам сумму в 40 тыс. рублей, которую Третьяков позволить себе не мог.
Ожили залы Третьяковки...
Торжественны и вновь на Вы.
Мы смотрим виданное в прошлом
И открываем вновь миры.
/Трегубов Алексей/
(Часть 3.)
Десять малоизвестных фактов о Третьяковке.
6. Эмблемой Третьяковской галереи стал фасад по рисунку Васнецова.
Рисунок предоставлен пресс-службой Третьяковской галереи
секреты Третьяковки
Галерея находилась в доме, купленном Третьяковыми в 1851 году. Чем больше становилось приобретений, тем просторнее пристраивались новые помещения к жилой части особняка — для хранения и демонстрации произведений искусства. В 1902–1904 годах, уже после смерти Павла Третьякова, появился знаменитый фасад работы архитектора Башкирова по рисунку Васнецова в русском стиле с «кокошником» и рельефом Георгия Победоносца (покровителя Москвы, который изображен на гербе города).
7. Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» подвергалась нападению вандала.
Илья Репин
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» 1883—1885 гг.
Шестнадцатого января 1913 года в Третьяковской галерее произошло страшное — неизвестный вандал нанес картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» фатальный удар ножом. Интересно то, что это полотно в свое время ужасно не понравилось императору Александру III и его окружению. Своим указом он запретил ее к показу, а сама картина стала таким образом первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи. Позднее запрет был снят. Однако новая напасть пришла вместе с 29-летним старообрядцем и сыном мебельного магната Абрамом Балашовым. После нанесенных им порезов Репину пришлось фактически заново восстанавливать лица своих героев. Тогдашний хранитель Третьяковской галереи Егор Моисеевич Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.
8. Расположение картин по хронологии ввел художник Игорь Грабарь.
В начале 1913 года Московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи, и оставался он на этой должности вплоть до 1925 года. В соответствии с мировой музейной практикой Грабарь решил переделать экспозицию. Так, работы одного художника теперь экспонировались в одном зале, а сами залы были подчинены хронологическом принципу.
9. Частью Третьяковской галереи является музей-храм Святителя Николая в Толмачах.
В связи с усилением антирелигиозных настроений в 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах. Спустя несколько лет ее здание передали Третьяковской галерее под запасники. Позже оно было соединено с экспозиционными залами двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины Иванова «Явление Христа народу». Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при галерее. Здесь хранятся уникальные святыни, в том числе Владимирская икона Божьей Матери, а раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона Андрея Рублева «Троица».
10. Третьяковская галерея закрывалась в общей сложности на шестнадцать лет (на два года при Третьякове, четыре во время ВОВ и десять на реконструкцию).
Впервые галерея закрылась на два года из-за кражи. В 1891 году в Лаврушинском переулке выкрали из галереи четыре полотна. Для Третьякова это происшествие оказалось настоящей трагедией, и он распорядился закрыть галерею на два года. Позднее два полотна нашлись. В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Новосибирск и вернулась в мае 1945-го. С 1986 по 1995 год из-за капитальной реконструкции Третьяковка была закрыта для посетителей. Тогда единственной экспозиционной площадью музея на целое десятилетие стало здание на Крымском Валу. Оно, кстати, было объединено с Третьяковской галереей как раз накануне ремонта в 1985-м. За годы существования собрание Третьяковской галереи увеличилось в пятьдесят раз.
Ожили залы Третьяковки...
Торжественны и вновь на Вы.
Мы смотрим виданное в прошлом
И открываем вновь миры.
/Трегубов Алексей/
(Часть 4.)
«Дайте-ка скипидару!»: шесть экспонатов Третьяковской галереи, которые не нравились ее основателю.
Павел Третьяков был скромным человеком. И хотя о нем говорили, как о человеке с «абсолютным зрением» — чутьем, позволяющим безошибочно распознать талант, сам Павел Михайлович не считал себя знатоком и не всегда полагался на собственный вкус. Нередко он покупал картины, которые лично ему не нравились. Итак, шесть экспонатов Третьяковской галереи, с которыми у ее основателя были не самые простые отношения.
Бабушкины сказки
худ. Василий Максимович Максимов
В 1867 году Третьяков купил картину молодого художника Василия Максимова «Бабушкины сказки». Полотно было отмечено премией Общества поощрения художеств. Кроме того, купить его советовал художник Аполлинарий Горавский, с которым Третьяков был дружен. В целом он остался доволен приобретением. Однако, три года спустя, когда Максимов попросил картину для выставки, Третьяков отправил ее вместе с письмом, в котором просил внести правки.
секреты Третьяковки
[float=left][/float]«Я бы советовал и просил Вас
исправить руки у женской фигуры
с ребенком, которые весьма
неправильны: левая, которая держит
ребенка, вся ужасно длинна, а правая
в верхней части длинна, а в нижней
коротка, мне кажется, что можно
исправить, и время до открытия
выставки еще много», — писал он.
Максимов правок не сделал, объяснив
причины весьма пространно.
Это не помешало ему сохранить
с Третьяковым дружеские
добросердечные отношения.
Портрет писателя И.C.Тургенева
худ. Илья Ефимович Репин
В 1874 Третьяков заказал Репину портрет Тургенева. В его коллекции уже был портрет кисти Перова, но что-то в нем не устраивало Павла Михайловича. Он был хорошо знаком с писателем и хотел большего сходства. К тому же Репин жил в это время в Париже, как и Тургенев — Третьяков счел это счастливой оказией. Репин (не преминув высказать надежду, что Третьяков накинет ему 500 рублей сверху) согласился, Тургенева тоже не пришлось уговаривать.
Примерно через три недели Репин писал из Парижа: «Портрет почти окончен, осталось еще на один сеанс. Иван Серг. очень доволен, говорит, что портрет этот сделает мне много чести. Сходство безукоризненное. Боголюбов в восторге, говорит, что лучший портрет Ив. Серг. и особенно пленен благородством и простотой фигуры».
Однако, увидев работу, Третьяков в восторг не пришел. «Портрет Ивана Серг. Тургенева вышел у Репина не совсем удачно, — писал он в Крамскому. — Вы говорите, что у Вас впечатление чего-то львиного в фигуре Тургенева. В портрете Репина это есть: но нет того Тургенева, каким мы его знаем, нет того, что есть в портрете Гончарова, т. е. совершенно живого человека, как он есть». Позднее он не раз пытался уговорить Крамского написать Тургенева, но тот после Репина не решился (впрочем, дело было еще и в том, что Крамской недолюбливал Тургенева). Со временем охладел к своей картине и сам Репин. «Остаюсь с глубоким к Вам уважением и в то же время с некоторым грехом на совести за портрет Тургенева, который и мне нисколько не нравится. Утешаюсь надеждой, что когда-нибудь поправлю эту почти непроизвольную ошибку с моей стороны», — писал он Третьякову.
Портрет Веры Николаевны Третьяковой
худ. Иван Николаевич Крамской
В сентябре 1875 года на даче в Кунцеве Крамской начал писать портрет жены Третьякова — Веры Николаевны. Работа над ним затянулась почти на год: Крамской постоянно был в разъездах, работая то с натуры, то по памяти, он постоянно что-нибудь менял: фасон платья, фон, цвет зонтика и платка. Вера Николаевна писала своим детям в альбоме: «Мне ужасно хотелось, чтобы Крамской чем-нибудь в портрете напомнил вас пятерых, и выдумали мы с ним в изображении божьей коровки, сидящей на зонтике, — Машурочку, под видом жука — Мишу, бабочки — Любочку, кузнечика — Сашу, а Веру напоминала бы мне птичка на ветке». Остается догадываться, насколько вдохновляла Крамского идея с жуком и птичкой, однако каприз своей модели он исполнил. Крамской собирался в Палестину — снова писать Христа. Одержимый этим замыслом, он спешил окончить работу над портретом, которая уже изрядно его тяготила, нервничал. (В Палестине Крамской так и не побывает, ограничится Италией, а подходящие пустынные пейзажи еще раньше он нашел в Крыму — в Бахчисарае и Чуфут-Кале).
Позднее Третьяков писал художнику: «После Вашего отъезда нашел птичку совершенно, по-моему, лишнею, но теперь значит уж судьба ей оставаться». После Крамской еще несколько раз переделывал портрет. «Портрет Веры Николаевны ужасен через фон и главным образом через фон, — писал он. — Я в изумлении, как я мог соединить в таком малом пространстве два таких несовместимых тона — это для меня чрезвычайно поучительно. Мне даже извиняться стыдно, но Вы, полагаю, так меня знаете, что терпеливо дадите мне время загладить мою ошибку».
В конце концов, птичка исчезла, а с фоном Крамскому помог сам Шишкин. Но в целом все были разочарованы результатом.
Не ждали
худ. Илья Ефимович Репин
Название одной из самых знаменитых картин Репина могло бы подойти и для описания 12-й выставки передвижников в Санкт-Петербурге в 1884-м году: никто не ждал, что Павел Третьяков пройдет мимо такой работы. Тем не менее, в Москву картина прибыла свободной. В своей книге дочь Третьякова — Александра Боткина — вспоминает: «Я помню, в день открытия выставки мы вернулись домой взволнованные и недовольные. Мы напали на отца, как он мог не купить такую вещь. Я никогда не могла понять, что не удовлетворяло его в выражении лица вернувшегося. Он писал Репину: „Лицо в картине „Не ждали“ необходимо переписать, нужно более молодое и непременно симпатичное. Не годится ли Гаршин?“». Судя по всему, Репин все же использовал писателя Всеволода Гаршина (1, 2) в качестве модели для главного героя картины. Третьяков согласился купить «Не ждали», несмотря на то, что Репин (видимо, несколько уязвленный) поднял цену. Позднее он еще несколько раз вносил правки (работа над картиной продлится до 1888-го) — все они касались лица ссыльного. Третьякову переделки не нравились, он считал, что стало еще хуже.
Крестный ход в Курской губернии
худ. Илья Ефимович Репин
Антиклерикальный пафос картины Репина «Крестный ход в курской губернии» долго нервировал истеблишмент. «Как же можно сказать, — писали в газете „Новое время“ в 1883 г., — что эта картина есть непристрастное изображение русской жизни, когда она в главных своих фигурах есть только лишь одно обличение, притом несправедливое, сильно преувеличенное». А в 91-м — почти через 10 лет после написания картины — цензура вычеркнула «Крестный ход» из каталога персональной выставки Репина.
Третьяков не мог не оценить художественной мощи этого полотна. Однако насчет содержания отчасти занял сторону реакционной прессы. «Было бы очень хорошо на место бабы с футляром поместить прекрасную молодую девушку, которая бы несла этот футляр с верою и даже с восторгом», — писал он Репину. «Для меня выше всего правда, посмотрите-ка в толпу, где угодно, — много ли Вы встретите красивых лиц, да еще непременно, для Вашего удовольствия, вылезших на первый план?» — парировал тот. Третьяков смирился. Но купив картину, жаловался критику Стасову, что незачем было Репину показывать в картине «рубящего урядника», что картина выиграла бы, если бы «убрался противный урядник». То ли сказалось церковное воспитание. То ли Третьяков попросту не понял суть Репинской картины.
Встреча иконы
худ. Константин Аполлонович Савицкий
В 1878 году Третьяков приобрел картину Савицкого «Встреча иконы». Смотритель Третьяковской галереи Николай Мудрогель писал в мемуарах, что картина вскоре пошла трещинами и Павел Михайлович сообщил об этом художнику. Однажды тот явился в галерею с красками и стал подправлять растрескавшиеся облака. Новые облака получились розовыми, что, по мнению Третьякова не вязалось с общей прохладной палитрой картины. Увидев правки, коллекционер тотчас потребовал скипидару и собственноручно их смыл. Осадок от этого инцидента остался у Третьякова надолго. 20 лет спустя он приобрел у Шишкина «Утро в сосновом лесу». Как известно, тамошних медведей рисовал Савицкий, и Шишкин, как честный человек, предложил ему подписаться. Савицкий подписался, но уже после того, как картина была куплена — с этой подписью ее и доставили в галерею. «Я покупал картину у Шишкина. Почему еще Савицкий? — удивился Третьяков. — Дайте-ка скипидару!».