В других странах такой нагрузки нет, здесь мы проигрываем в конкуренции. Здесь есть необходимость поработать, посмотреть и оптимизировать налоговую систему, сделать ее более конкурентной в этой части, перераспределив систему и структуру налогообложения, снизив нагрузку на труд», – поставил задачу на будущее Силуанов.
По его словам, налоговая система должна вести к «обелению» экономики и сокращению теневого сектора, должна быть простой, понятной и не допускать неуплату налогов, быть более технологичной.
«Именно за счет администрирования будем получать дополнительный ресурс. Мы вместе с таможней и налоговой службой не только объединяем налоговые базы, системы управления риском, но и обеспечиваем прослеживаемость товаров от таможни до кассы.
Технологичность налоговой системы – за этим будущее и за этим будущее увеличение доходов государства без увеличения налоговой нагрузки на добросовестный бизнес.
Но мы видим, что еще достаточно большое количество налогоплательщиков находится в тени, это наша сейчас задача», – сказал министр.
«Мы не предполагаем увеличение налоговой нагрузки, мы предполагаем изменить структуру налоговой системы, сделать ее более конкурентоспособной, мы будем перенастраивать налоговую систему, чтобы она отвечала на основную задачу – увеличение темпов экономического роста», – сказал Силуанов.
А вице-премьер Ольга Голодец рассказала, что в правительстве обсуждают новые варианты помощи населению РФ с низкими доходами по снижению налоговой нагрузки. Конкретика этих предложений может появиться уже в ближайшее время.
Дополнительные доходы, которые надеется получить правительство, оно обещает направлять в финансирование образования и здравоохранения, чтобы стимулировать экономический рост.
Пока же расходы на эти сферы по отношению к ВВП недостаточны, заявила на форуме главный исполнительный директор Всемирного банка (ВБ) Кристалина Георгиева. Россия должна увеличить инвестиции в новые технологии, советуют эксперты в ВБ. Пока же, согласно данным банка, лишь 10% российских компаний говорят о том, что инновации играют значительную роль в бизнесе, против 30–40% компаний стран Организации экономического сотрудничества и развития (см. «НГ» от 17.01.18).
Увеличение доли «чувствительных расходов», таких как расходы на здравоохранение, образование и инфраструктуру, можно осуществить за счет относительного сокращения других расходов и оптимизации налогов, подтвердил помощник президента РФ Андрей Белоусов.
По его словам, расчеты у Центра стратегических разработок Алексея Кудрина и в администрации президента близки, они показывают, что увеличение расходов на все чувствительные позиции, в первую очередь здравоохранение, образование и инфраструктура, это примерно плюс 1,5–2% ВВП.
Заметим, что сам Кудрин не смог принять участие в Гайдаровском форуме по уважительной причине, из-за сильного простудного заболевания. Между тем именно Кудрину приписывают запрет на участие в Гайдаровском форуме президентского бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который тщетно пытался получить разрешение сделать на форуме свой доклад (см. «НГ» от 15.01.18).
Независимые эксперты считают, что доклады министров на форуме показали их желание остаться в составе правительства еще и на будущий президентский срок.
«Те предложения, которые прозвучали из уст Антона Силуанова и Германа Грефа, можно рассматривать как некоторые пункты программы будущего правительства.
Настройка налоговой системы, сокращение дефицита бюджета и переход к профицитному бюджету, наполнение Фонда национального благосостояния – эти ключевые задачи Минфина имеют потенциал решения.
Не менее важно при этом повысить уровень доходов населения.
Причем не столько путем создания новых рабочих мест, а путем роста реальной заработной платы. Не исключено, что это станет одной из целей нового правительства», – прогнозирует финансовый консультант TeleTrade Михаил Грачев.
По его словам, руководители Минфина, Минэкономразвития и другие ведомства весьма профессиональны и не нуждаются в замене. «Поэтому высока вероятность, что в новом правительстве мы увидим действующих министров», – говорит Грачев.
На форуме действительно много говорили о налоговой реформе, о том, что нужно больше средств вкладывать в социальные проекты. Поэтому можно ожидать, что у нас будет бюджет, больше ориентированный на поддержку медицины и образования. Судя по тону выступлений, действующие министры рассчитывают на сохранение своих позиций», – отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
«Уверенности в правительстве всегда через край. На форуме была обозначена суть очередного «бюджетного маневра, но дьявол всегда в деталях.
Ключевой вопрос: за счет каких статей будет происходить увеличение инвестиций в инфраструктуру и «человеческий капитал»? Будут ли меняться налоговые ставки? Просто увеличить расходы на образование и здравоохранение бессмысленно, какие предполагаются структурные изменения в этих областях», – считает бывший руководитель департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Кирилл Тремасов.
«Форум этого года был более масштабным.
Но все более явным становится желание, а вернее, нежелание менять экономическую политику.
Она уже восхваляется как абсолютно идеальная. На текущем форуме многие подчеркивали, что все хорошо, надо только что-то ждать. А что ждать?
Это новая степень откровенности. Здесь можно рассмотреть намерение ничего не менять в экономической, денежно-кредитной, информационной и образовательной политике», – говорит сопредседатель Московского экономического форума Константин Бабкин.
Он считает, что «развитие цифровой экономики – это не самая существенная проблема сегодня для России».
«Цифровизация неприменима к секторам, которые не развиваются, и она не даст эффекта.
По налоговой системе я не услышал принципиальных инициатив, кроме предложений посылать свободные деньги за границу на сохранение, что в существующих политических реалиях достаточно сложно.
Принципиальных изменений в сфере привлечения инвестиций в инфраструктуру и человеческий капитал также не озвучено», – считает Бабкин.
Гайдаровский форум сегодня - это не дискуссионная площадка, на ней представлена фактически одна точка зрения, и это точка зрения отживающей школы, отмечают некоторые эксперты.
«Многие страны пошли по другому пути и уже отошли от жесткой финансовой политики. Поэтому все чаще используются инструменты количественного смягчения, активной поддержки экономики – и практика показывает, что это эффективно», – говорят эксперты.