Вот прямо так и сказано: «Стороны отметили приоритетность мирного, политико-дипломатического пути урегулирования ситуации в Донбассе».
Более того, участники содержательной беседы наметили также базовые задачи, выполнения которых следует добиваться для того, чтобы найти пути выхода из сложившегося драматического положения в Донбассе. Это в первую очередь «консолидация» режима прекращения огня и вывод с Украины «российских войск».
С «консолидацией», думаю, согласятся все без исключения — прекращение огня является для жителей Донбасса жизненно необходимой опцией уже 4 долгих года. Обзавестись ею они так и не сумели. Наверно, потому, что сами того не желают. По крайней мере, других объяснений я не нахожу, учитывая то обстоятельство, что Порошенко считая «консолидацию» приоритетной целью, все никак не в состоянии ее достигнуть.
С «выводом российских войск» есть некоторые проблемы. Сама российская армия себя в Донбассе обнаружить не может, о чем российские представители регулярно информируют мировое сообщество.
Сколько-нибудь веских доказательств ее присутствия в регионе Украина и разведслужбы западных стран тоже представить не торопятся, несколько российских паспортов и военных билетов, с которыми Порошенко регулярно появляется на разных международных трибунах, таковыми считаться не могут.
Главнокомандующий вооруженными силами России тоже недоуменно пожимает плечами, когда слышит о требованиях что-то откуда-то вывести. Как можно вывести то, что никуда не вводил? Разногласия по этому пункту неустранимы, а суть мирного процесса зависит от него кардинально.
Например, в релизе говорится, что во время встречи была выражена серьезная обеспокоенность тем, что Россия не выполняет минские договоренности. Но в самих соглашениях совершенно недвусмысленно указывается, что Россия не является участницей и стороной конфликта в Донбассе. Выполнять взятые на себя обязательства должны Украина и народные республики, которые находятся в состоянии необъявленной, но реально идущей войны.
Апелляция поверх голов Луганска и Донецка к Москве, которую Киев назначил «агрессором и оккупантом», приняв закон о реинтеграции Донбасса, — это полная ревизия Минска, попытка в одностороннем порядке переписать его основополагающие принципы.
Да, собственно, сам закон, принятый на прошлой неделе, окончательно похоронил минские договоренности, поскольку, в соответствии с его логикой, переговорный процесс в его нынешнем формате лишается всякого смысла. Руководство народных республик названо в законодательном акте «временными оккупационными администрациями Российской Федерации».
К чему вести переговоры с марионетками? Если и решать вопросы, то только с хозяевами. Господину Волкеру, полагаю, даже не пришло в голову указать своему визави на вопиющий разрыв между формальными заявлениями о приверженности мирному процессу и людоедским законом, который по сути признает только силовые инструменты пригодными и эффективными в деле укрощения сепаратистов.
Напротив, как следует из пресловутого релиза, Закон о «реинтеграции» Донбасса назван частью «общей стратегии по восстановлению суверенитета и территориальной целостности Украины».
Ну и как вишенка на торте — та часть сообщения пресс-службы, где говорится о том, что Порошенко и Волкер ждут от России согласия на «размещение миротворческой миссии ООН» в Донбассе, в том числе на российско-украинской границе.
Неужели они все еще ждут? Кажется, времени и поводов понять, что Москва эту тему закрыла, сказав свое категорическое «нет», было более, чем достаточно. Тем не менее, два странных человека продолжают ставить вопрос так, как будто Россия все еще не поставила точку в обсуждении предложенного Волкером плана ввода «голубых касок» в зону конфликта.
В общем, как говорится, встреча прошла в напряженной и конструктивной атмосфере. Для чего она вообще была нужна, непонятно. Тезисы, изложенные в пресс-релизе, кочуют не первый год с одной международной площадки на другую.
То, что они прозвучат в сотый раз, не добавит им ни привлекательности, ни убедительности. Как основа для переговоров они бесполезны, ибо Россия считает их лживыми и разрушающими всю архитектуру минского процесса.
Волкер — вообще какой-то нелепый персонаж. Через пару дней ему встречаться с Сурковым. Стоило бы, наверно, хотя бы для проформы как-то обозначить хотя бы какие-то возможности для достижения компромисса. Нет, вместо этого он солидаризуется с официальной позицией Киева, которая после принятия закона о реинтеграции Донбасса, кажется уже совсем невменяемой.
Понятно, что в дипломатии свои правила и запас терпения у тех, кто желает добиться мира, должен быть почти неисчерпаемым. Но он не может быть бесконечным. Фантастическая, на грани утраты способности мыслить вообще, упертость Курта Волкера — не знаю уж, это его персональное свойство или вмененная ему Госдепартаментом позиция — делают перспективы встречи в Дубае 26 января крайне сомнительными, если не сказать больше.