Меркель канцлером не станет
Новая Большая коалиция, возглавляемая старым «новым» канцлером Ангелой Меркель невозможна. Для социал-демократов в СДПГ снова вступить в коалицию, управляемую А. Меркель равноценно подписанию приговора своей партии. Раскол в партии яркий и резкий. Верхушка партии во главе с М. Шульцем «подзабыла» данные ими обещания не сотрудничать с партией А. Меркель. Однако правительственные посты и карьерный рост под прикрытием продвижения «своих» политических целей стали непреодолимым искушением.
Но остальная часть партии кипит. При лидерстве М. Шульца СДПГ потерпела свое крупнейшее поражение на национальных выборах со времени Гитлера. В случившейся катастрофе социал-демократы винят «вечного» канцлера, приписавшего себе и своей партии результаты большинства реформ, проведенных Большой коалицией. Освобождение СДПГ от принудительного партнёрства многие восприняли как возможность обновления, как возможность обретения партией «своего лица». Разворот М. Шульца, его вступление в нынешние переговоры с ХДС/ХСС, явно вынужденные, — суть угроза его лидерству и самому существованию СДПГ.
Молодёжь партии резко выступила против маневра лидера. Для них и для большинства молодых немцев поколение Меркель — прошлое. Они жаждут новых, динамичных вождей, а вечные компромиссы А. Меркель их попросту достали. «Проблему Меркель» и накопившиеся вопросы к её окружению уже поднимают и в самой ХДС. Молодёжный союз Германии в Дюссельдорфе потребовал смены канцлера. У. Венсель, председатель Союза, отметил: «А. Меркель — лишь посредник на переговорах, а вовсе не сильный лидер и уж точно не лидер партии с четкой повесткой дня». Молодое поколение политиков ХДС, таких как Й. Шпан, с нетерпением ждёт, когда им откроется окно возможностей, когда путь и бросок вперёд, к вершинам власти, будет реален.
Но «Проблема Меркель» — это не только и не столько вопрос поколения. Суть в смене политической эпохи и в фундаментальном её проявлении — в расколе германской элиты. С одной стороны, те, кто стремится сохранить современный вектор развития Германии, федеративный Евросоюз, продвижение либеральных ценностей и углубление процесса глобализации под эгидой США. Это основные бенефициары современного мира. Глобалистская часть германской элиты делится на три группы. Все они боятся потери влияния, власти, материального благополучия, то есть утраты своего статуса и возможности его воспроизводства. Однако сохранение своих позиций каждая из групп намерена гарантировать разными стратегиями. Факт раскола германской элиты очевиден.
Первая группа — «всё в порядке». Отрицает наличие каких-либо проблем. И в их «всё хорошо» или «вот-вот станет всё хорошо» звучит отрицание любых перемен. То есть этой группе свойственна «политика умиротворения». Вторая группа — «ещё больше либерализма». Она признаёт наличие проблем управления в Европе и на Западе, в целом. По её мнению, они возникли из-за недостаточности процесса глобализации, его незавершённости. Следовательно, чтобы остаться «в истории» надо лишь продолжить процесс либерализации всего и вся ускоренными темпами. Третья группа — «группа перемен». Она осознаёт, что сохранение существующей политики или её обострение до предела приведёт к полному и окончательному краху системы с непредсказуемыми последствиями. Поэтому для самосохранения власти нужны компромиссы с оппонентами и «водяное перемирие» — новые лица и новый курс.
Последняя группа — это антиэлита. Для неё осталось: патовая ситуация в Германии, кризис в ЕС, процесс деглобализации. Осознание ею неизбежности перемен, их осмысление и внедрение в концептуальное видение будущего Германии, Европы завтрашнего дня и нового мироустройства приведёт к изменению вектора развития страны. Пример — АдГ уже предлагает отказаться от либеральных приоритетов и выйти из ЕС. В сущности, её программа — радикальное изменение немецкого общества и его места в Европе.
В заключении рассмотрим шансы элитных групп. Группа «всё в порядке» столкнётся с неизбежностью реформ, так как ухудшение ситуации в ЕС не заставит себя долго ждать. Группа «ещё больше либерализма» — сильна, но пик её могущества уже в прошлом. Их ответ на предстоящие события озвучен — проект Соединённых Штатов Европы. Проект заманчивый, но, по-видимому, неосуществимый. К тому же, слишком поздно. Для продвижения ещё большего либерализма нет ни времени, ни, тем более, ресурса. Их действия лишь ускорят наступление «бури». Для антиэлиты — слишком рано. Германский кризис наступил в момент профицита германской экономики. Резкий её спад и, как следствие, падение уровня жизни вынудил бы достаточное количество населения, включая бюрократический аппарат, поддержать антисистемные партии. «Группа перемен» выглядит наиболее предпочтительно. Наиболее известный их представитель — премьер-министр Баварии Х. Зеехофер. Пригласив на съезд ХСС премьер-министра Венгрии В. Орбана, известного своими скептическими высказываниями о ЕС и его будущем, эта группа бросила открытый вызов А. Меркель.
Ну, а пока СДПГ грозит раскол. Часть партии, отвергающая Большую коалицию, возможно соединится с Левой партией, наследницей Коммунистической партии ГДР. О. Лафонтен, который в 2007 г. стал соучредителем Левой партии Германии после ухода из СДПГ, сказал журналу Der Spiegel: «Нам нужно коллективное левое движение, своего рода левая народная партия, состоящая из Левой партии, части Зеленых и СПДГ». Спасти целостность СДПГ еще не поздно, но еще четыре года в невольной коалиции её погубят.
Однако и дни А. Меркель как лидера сочтены. Против нее идет революционный союз снизу и сверху. В недавнем опросе половина немецких избирателей заявила, что хочет, чтобы А. Меркель ушла в отставку и позволила другому члену своей партии вести переговоры о формировании правящей коалиции. Молодые политики в ХДС, часть правящей верхушки готовы преградить ей путь. Германии нужен новый курс. Чтобы он состоялся, тандем А. Меркель / Ф.-В. Штайнмайер и их поколение «a la Шульц» должно уйти. Новые выборы неизбежны. Только решив «Проблему Меркель» новое правительство сможет взять в свои руки судьбу Германии и её нового курса.
P.S.:
Состоявшийся 21 января 2018 г. съезд СДПГ и его результаты (за переговоры — 362 делегата, против — 279, воздержался — 1) в условиях использования всей мощи партийно-бюрократического ресурса показал очевидный раскол в рядах партии. Фактически — это приговор всей верхушке СДПГ. Пиррова победа тандема Меркель — Штайнмайер, принудивших Шульца & Ко к «самоубийству» СДПГ, поставила под вопрос будущее партийной системы Германии. Процедура «одобрения» результатов переговоров о Большой коалиции неминуемо станет «референдумом» о новых выборах и новой эпохе. Решение «Проблемы Меркель» — неизбежно!