Но что же так взбудоражило украинских дипломатов, что они вдруг с такой бесцеремонной наглостью стали учить старших товарищей жить? Сами — в реанимации, и той же участи желают европейским партнерам? Запад и так теряет на своей санкционной политике миллиарды и миллиарды евро. Причем, как раз Германия, на данный момент, больше других ушла в минус…
Понятно, что Украина уже стала костью в горле ЕС, которую не проглотить, не разжевать, не выплюнуть. Непонятно другое: какие есть веские причины (скажем, у тех же германских властей) так упрямо давиться дальше этой костью?
— Дело в том, что в целом ЕС и Берлин, в частности, хоть и определяют контуры внешней политики и экономики, всегда руководствуются позицией так называемой европейской солидарности, согласно которой любой значимый шаг необходимо согласовывать с еще более старшими товарищами в лице Вашингтона, — комментирует ситуацию замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк. — Несмотря на похолодание между Вашингтоном и Брюсселем, которое мы наблюдаем в связи с президентством Дональда Трампа, политика евроатлантической солидарности все-таки продолжает существовать.
Но мы видим также и абсолютно деструктивное влияние антироссийских санкционных ограничений на экономику стран ЕС. Это, безусловно, и Германия, и, конечно, Италия, потерявшая от контрмер 200 тысяч рабочих мест и 12 млрд евро прибыли от экспорта в РФ.
Я уже не говорю, что Украина сейчас пытается лоббировать вместе с Польшей отказ от строительства «Северного потока-2», который, действительно, сможет обеспечить энергетическую безопасность Европы на долгие годы. А кроме того, превратит Германию в настоящий энергетический хаб.
— Здесь как раз интерес украинских руководителей вполне понятен. Терять почти три миллиарда долларов в год от транзита российского газа очень не хочется… Так?
— Конечно, потому что роль Украины как транзитного государства будет нивелирована. И страна эта станет неинтересна европейцам с точки зрения экономической целесообразности.
Сейчас Украина, помимо всего прочего, это не только геополитическое пространство, с помощью которого можно оказывать давление на Россию. Это, в том числе, транзитные трубы. И многие государства, такие, например, как Венгрия, Словакия, действительно зависят от российского экспорта, который проходит по украинской территории.
Как только Украина перестанет быть важным транзитным элементом в энергетической инфраструктуре между РФ и ЕС, это будет просто полупериферийная страна с большим рынком — сорокамиллионным, но которая не будет интересна с точки зрения геоэкономики.
— Министр Климкин так глубоко зрит в корень?
— Что касается реакции Климкина и его подчиненного, тут, мне кажется, все очевидно. Это своего рода агония.
Они видят, что уже большая часть политических сил Европы — в Германии, Италии, Австрии, во Франции (перечислять можно очень долго), начинает понимать, что политика санкций против России выгодна только Вашингтону. При этом европейские экономики, их промышленность, их производство очень сильно от этого страдают.
Не случайно, примерно полтора-два года назад сформировалось общее понимание у европейского бизнеса, что эти санкции губительные. Тем более что сам ЕС тоже не в блестящем положении находится. Есть некоторые темпы роста ведущих экономик, таких как Германия, но в целом проблемы очень большие. Недовольство бизнес кругов через некоторое время конвертировалось в политическую позицию определённых представителей европейского истеблишмента.
Естественно, в Киеве понимают, что если позиция по нашему государству будет в Европе полностью изменена, то и Украина потеряет ценность. Она уже не сможет оказывать всяческое давление на наше государство, разыгрывая карту Крыма и Донбасса. Но самое главное, она ведь потеряет очень лакомый для них доступ к длинным деньгам Запада. К кредитам, которые они получают по линии МВФ и по линии других различных европейских институтов.
Учитывая то положение, в котором находится украинское государство, прекращение, или, по крайней мере, секвестрование этой помощи приведет к еще большим проблемам. При том, что в «незалежной» и так уже во всех сферах творится полный беспредел. А тут еще недавний союзник по русофобской политике в лице Польши очень «сильно обидел» украинские власти, потому что ввел уголовное наказание за героизацию Бандеры и его идеологии. И это, в общем-то, говорит о том, что Украина осталась у разбитого корыта.
Те люди, которые в Вашингтоне являлись главными кураторами государственного переворота, оставили свои посты. А Трамп уже по-другому воспринимает Украину. Да, он ее использует как инструмент давления на нашу страну и как козырь на каких-то международных переговорных площадках. Тем не менее, никаких обязательств у Трампа и членов его команды перед украинским режимом нет.
Точно такая же ситуация сейчас происходит и в Европе, где после выборов приходят новые политические силы. Пусть они не занимают там пока лидирующие позиции, но уже открыто говорят о том, что политика санкций бьет по их собственным экономикам.
На этом фоне Украина, действительно, остается без кураторов, без поддержки, даже без лояльных партнеров в лице некоторых восточноевропейских государств, которые всегда были в авангарде антироссийского курса.
Украинским властям ничего не остается, кроме как в информационном пространстве поддерживать тезис о консолидации Запада перед «российской угрозой», о том, что прекращение санкций — это удар по европейскому единству, по европейским ценностям. В общем, все это набившая оскомину риторика. Реальных достижений у этой украинской власти нет никаких.
— Мало того, они ведь даже своих договорных обязательств перед западными партнерами не выполняют. Разводят руками, мол, «некогда, спасаем Европу от российской агрессии», и ничего не делают…
— Заявления Климкина предназначены не только для европейской элиты. Они тиражируются и на внутреннюю аудиторию. Киевский режим пытается хоть как-то поддерживать свой авторитет в обществе за счет жесткой риторики в отношении Польши, Германии, даже могут иногда себе позволить в адрес США высказать какие-либо упреки.
Однако кроме этих информационных инструментов, которые, как мне кажется, давно на нормальных украинцев не действуют, других козырей в рукаве у них нет.
Тот политический режим, который захватил власть, просто недееспособен, и европейцы сами об этом знают. Я не исключаю, что в руководстве ЕС будут даже рады (просто боятся в этом признаться), если Порошенко вместе со своей командой уйдет, и придет кто-то другой, более здравомыслящий. Кто не будет их дискредитировать.
Европа из-за нового закона Киева «О реинтеграции Донбасса» в очередной раз выглядит в глазах нормальных конструктивных политических сил абсолютно несостоятельной. Опять Европа оказалась на вторых ролях. Ведь те гарантии, которые она вместе с Украиной давала по поводу реализации «Минска-2», этим законом просто попраны.
Украина еще раз демонстративно дала понять, что никаких обязательств перед Европой выполнять не собирается.
— И как долго европейцы будут с этим мириться?
— Я думаю, что еще момент не настал. Но рано или поздно позиция Европы будет объявлена. Может быть, она не будет объявлена на уровне наднациональных институтов. Однако на уровне отдельных стран мы, вероятно, в скором времени увидим порицание политики Украины и попытку пересмотреть в этой связи отношений с Россией.
Потому что поддержка Украины на этих «весах» и нормальные отношения с Россией — это совершенно разные величины.
Любой нормальный политик, который хочет заручиться поддержкой граждан своей страны, на международной арене выглядеть респектабельно, предпочтет нормальные — я не говорю, партнёрские — отношения с Россией, а не разорительную поддержку украинской власти.
Европейских ценностей, за которые Украина якобы лезла на баррикады Майдана, там не найти. Это неоднократно было продемонстрировано на примере тех реформ, которые проводятся в культурно-образовательной политике. Я говорю не только о запрете всего русского. Новый закон об образовании, принятый на Украине, запрещает изучать в школах языки всех нацменьшинств — венгров, поляков, румын и т. д.
Реальных экономических реформ в стране не происходит — и этим Европа, как мы видим, очень озадачена. Ну, зачем поддерживать, грубо говоря, черную дыру, которая, постоянно высасывает у вас средства, а потом еще постоянно наносит вам очень серьёзный имиджевый ущерб?