На балу молодые люди и их родители присматривались друг к другу, происходили первые договоренности о возможных в будущем браках. В деревне у околицы, в Петербурге в бальной зале, но суть та же.
В Австрии Венский бал имел статус придворного, пока был двор. Ныне это республика, но мало что изменилось и не отличается от Петербурга времен Романовых. Те же функции, но несколько другой формальный статус. Незначительное отличие. Поэтому главное требование к танцующим парам и там, и там остается одинаковым: бал для участников должен быть первым в их жизни. И больше в таком качестве он никогда для них не повторится.
Поскольку Петр Порошенко за неполные четыре года уже успел накуролесить как президент — и паспортами тряс, и куски автобуса с трибуны показывал, разве что российский танк не порывался в ООН привезти, и то не факт, — то что он едет на смотрины, мы решительно отбросим. Тогда зачем?
Есть одно оправдание президенту, в довольно драматический момент начавшему шастать по миру, как японский турист на пенсии, и одно предположение.
Первое: едет он туда не по своей воле. Его пригласил Александр Ван дер Беллен. Кто это, спросите вы? И будете правы. Конечно, Ангелу Меркель и Дональда Трампа мы все знаем. А вот президента Австрии… Нам бы скандальчик, нам бы поржать. А он человек серьезный. И незаметный. Как и его страна. Зато кофе, сыры и колбасы у них отличные.
Так вот, президент страны имеет право на Венский бал пригласить одного (прописью: одного) главу государства. Один бал — один президент, премьер, король, император, диктатор, команданте или главный шаман. На этот раз пригласили Петра Порошенко. Теперь вопрос: а зачем?
Ответ может крыться в истории Венского бала. Событие это, как я уже писал, — светское. Но история его вполне себе политическая. Современным культурным мероприятием, которое кстати ЮНЕСКО внесло в список нематериального наследия человечества, Венский бал стал в 1815 году.
А что тогда произошло? А тогда завершился Венский конгресс, который закрепил итоги Наполеоновских войн, катком пронесшихся по Европе. Задачей конгресса было восстановление европейских монархий, изрядно потрепанных Бонапартом, но результатом стала первая европейская система раздела мира.
Участниками конгресса в Вене, который проходил под председательством австрийского дипломата графа Меттерниха, были представители всех стран Европы, кроме Османской империи. Список стран и представителей выглядел так:
Россия — император Александр I, канцлер граф Нессельроде, уполномоченный сенатор граф Разумовский, посланник в Вене барон Штакельберг;
Великобритания — министр иностранных дел Каслри и полномочный представитель граф Веллингтон;
Австрия — император Франц I, министр иностранных дел барон Меттерних;
Пруссия — министр иностранных дел граф Гарденберг, министр просвещения барон Гумбольдт;
Франция — премьер-министр граф Шарль Морис де Талейран;
Португалия — премьер-министр маркиз де Соуза Гольштейн де Палмела;
Швеция — полномочный представитель граф Карл Аксель Аевенхъельм;
Испания — полномочный представитель маркиз Педро Гомес Лабрадор.
Как видим, от блеска эполет, орденов, золотого шиться и галунов на мундирах, не говоря уже о званиях и титулах, в глазах рябило, как от гирлянд на новогодней елке. Конгресс продолжался целый год, и нельзя сказать, что все эти люди и их многочисленные свиты из чиновников и порученцев разных рангов били баклуши. Наоборот, они были заняты. Они делили апельсин, поэтому что «много их, а он один».
И поделили: впервые в истории Европы были установлены «нерушимые границы государств», которые потом, правда, рушились еще три раза: Первая мировая, Вторая мировая и Балканские войны. Так зачем Порошенко пригласили в Вену? Отвечаю: в качестве апельсина.
В январе этого года Польша уже намекнула украинцам законом о бандеровской идеологии, что церемониться не будет. Венгры заявляли это ранее, причем неоднократно. Румыны, в истории с островом Змеиным в 2010 году, и намекать не стали, а просто оттуда Украину выперли.
Порошенко пригласили на бал, где каждый получит то, чего достоин. Кто-то дольку апельсина, а кто-то дырку от бублика. Большой бал Сатаны. Как у Булгакова. Я воображаю себе Коровьева, представляющего президенту Австрии Петра Алексеевича:
«Господин Ван дер Беллен, секунду внимания, — шептал Коровьев. — Президент Украины Порошенко, чародей, алхимик и кондитер. Президент в восхищении! Господин Порошенко, ах, как вы хороши!»
Кстати, поскольку мероприятие по дележу страны-апельсина крайне важное, Петр Порошенко едет в Вену за казенный счет. А именно — за 800 тысяч гривен. То есть 1,5 миллиона рублей или 30 тысяч долларов. Или 106 средних украинских зарплат. Или почти 300 пенсий.
Но это стоит того.