Следующей ролью, которую сыграет Чурикова у Панфилова, станет ткачиха Паша Строганова из провинциального русского городка. Эта роль писалась уже специально для нее. Опять обыкновенная девушка с необыкновенным творческим даром в душе. Она — актриса, и жизнь дает ей прекрасный шанс — сыграть Жанну д’Арк в кино. Прослаивающие «Начало» кадры «фильма в фильме» показывают мощь трагедийного дара Чуриковой, гармонически вбирающего в себя лиризм и иронию. История создания фильма «НАЧАЛО»
Уже тогда актриса и режиссер вынашивали замысел большого эпического фильма о Жанне д’Арк, для которого уже был написан сценарий, и эпизоды, вошедшие в «Начало», были самым весомым доказательством, что Чуриковой эта великая роль под силу, что в ней она не уступит гениальной Фальконетти, героине одного из лучших фильмов мирового кино — «Страсти Жанны д’Арк» Карла Теодора Дрейера.
Немало лет Чурикова жила этой ролью, отказывалась во имя нее от прекрасных предложений (одним из них была Соня в «Дяде Ване» А. Кончаловского).Увы, фильм о Жанне не состоялся. Кинематографическое руководство откладывало и перекладывало эту постановку, обещая непременно разрешить ее (обещание это так и не было выполнено), но сначала надо сделать что-то значительное о современности.
Этим словом о современности стала Елизавета Уварова, сыгранная в «Прошу слова». Бывшая работница фабрики, ставшая мэром небольшого городка на Волге, мечтающая преобразить его, соединить обе стороны городка мостом, истово отдающая себя текучке малых дел и вопросов, которые приходится по должности решать, — такова героиня фильма.
В ней много от прежних героинь Чуриковой и Панфилова, но если в тех они приглашали зрителя к сопереживанию, то здесь — к анализу и осмыслению. Почему погиб сын Уваровой? От нелепой случайности? Или эта случайность была запрограммирована ее собственным характером и образом жизни?
Ее догматической верой в идеалы, реальностью не подтвердившиеся, узостью ее духовного кругозора, ее увлечением спортом (спорт — стрельба), ее поглощенностью общественными делами, не оставившими времени для детей, для нормальных женских забот, для женского счастья? Выполняя по форме социальный заказ, Чурикова с Панфиловым по сути сделали его перевертыш: фильм о «государственной женщине», не обретающей себя в служении государству, а теряющей себя в нем — при всех прекрасных ее устремлениях и благородных человеческих качествах. На выходе фильм был изрядно покромсан редакторскими ножницами по указаниям ленинградского партийного лидера Романова, но истинного смысла и его, и главного образа это не изменило.
Совершенно иной и по внешности, и по внутренней сути Чурикова предстает в следующем фильме Панфилова «Тема». Здесь главный персонаж не ее Саша, скромный экскурсовод в музее старинного русского городка, а преуспевший столичный драматург Ким Есенин, сыгранный Михаилом Ульяновым. Но ее героиня — нравственный камертон всей вещи.
Столкнувшись с ней, Есенин понимает, что променял свой талант на суету успеха и благополучия, но сойти с накатанной жизненной колеи уже не в силах… И вновь полная внутренняя и внешняя трансформация актрисы в «Валентине» по «Последнему лету в Чулимске» Распутина. На этот раз она играет Анну, мать главного героя, непутевого Пашки, буфетчицу в таежной кафешке. Нет здесь ничего от душевной открытости и чистоты ранних героинь актрисы: наверное, и она когда-то вступала в жизнь, полная надежд и любви, однако жизнь наложила горькую печать на ее характер…
Особое место в творчестве Чуриковой — Панфилова занимают горьковские образы — Васса и Ниловна. «Васса» — не случайно именно так назвал режиссер свою экранизацию «Вассы Железновой». В героине Чуриковой акцентируется не ее железная воля, а, напротив, душевная мягкость. Ей бы можно дать фамилию Тестова — тесто податливо, а топором не перерубишь.
На таких женщинах стояла и стоит Россия, и прошлая и нынешняя. А горьковская Ниловна в «Матери» поднимается актрисой до высот подлинной трагедии, сохраняя при этом и бытовую конкретность, и точный психологизм характера. Подтверждение высочайшего уровня этих работ — Золотой приз Московского кинофестиваля 1983 года за «Вассу» и двадцатиминутная овация, которой завершился показ «Матери» на Каннском кинофестивале 1990 года, где Панфилову был присужден Специальный приз за вклад в мировое киноискусство. Эти награды по праву делит с ним Чурикова, его актриса, неизменный соавтор его работ.
В 1973 году Чурикова получает предложение от Марка Захарова, руководителя театра «Ленком», сыграть Неле (по пьесе роль называется «Неле и другие женщины Тиля») в «Тиле» Гр.Горина по книге Шарля де Костера. С этого времени актриса вновь возвращается на сцену, играет многие роли в спектаклях театра, каждый раз демонстрируя и новизну прочтения образа, и блистательную широту актерского диапазона, и отточенное сценическое мастерство.
Среди сыгранных ею ролей — Сарра в «Иванове» и Аркадина в «Чайке» А.Чехова, комиссар в «Оптимистической трагедии» В. Вишневского, Ирина в «Трех девушках в голубом» Л. Петрушевской, Мамаева в «Мудреце» по А.Островскому, Филумена Мартурано в «Городе миллионеров» Эдуардо де Филиппо, Бабушка в «Варваре и еретике» по «Игроку» Ф. Достоевского.
В двух постановках «Гамлета», осуществленных на сцене «Ленкома» (первая — А.Тарковским, вторая — Г.Панфиловым) Чурикова сыграла Офелию и Гертруду. В телефильме «Тот самый Мюнхгаузен»(Как снимали фильм). по сценарию Гр. Горина, поставленном М.Захаровым с участием актеров своего театра, актриса создала запоминающийся острохарактерный образ покинутой жены Мюнхгаузена.
Параллельно с работой в театре актриса снимается в фильмах разных режиссеров. Наиболее памятные из этих работ — в «Военном-полевом романе» (История создания фильма)П. Тодоровского (удостоена Главного приза за лучшую женскую роль на кинофестивале в Берлине), «Ребре Адамовом» В. Криштофовича, «Годе собаки» С. Арановича, «Плаще Казановы» А.Галина.
В «Курочке Рябе» А.Кончаловского Чурикова сыграла Асю Клячину, продолжив судьбу героини, за четверть века до того сыгранной Ией Саввиной в «Истории Аси Клячиной, которая любила, да замуж не вышла». Иная жанровая стилистика нового фильма, построенного на контрасте бытовой достоверности и гротеска, потребовала и иной актрисы, способной выдержать этот непростой диапазон.
В последние годы, принесшие немало перемен в театральном деле, Чурикова много и, как всегда, успешно выступает в антрепризных спектаклях. Более 10 лет не сходит со сцены поставленный Г.Панфиловым спектакль «Сорри» (антреприза Д.Смелянского совместно с «Ленкомом»), собирают аншлаги во всех городах страны и ближнего зарубежья «Овечка» (антреприза О.Березовского) и «Старая дева» (антреприза Н.Колесник, режиссер Б.Мильграм) по пьесам Н.Птушкиной.
В последнем фильме Панфилова «Романовы — Венценосная Семья» Чурикова впервые не появляется на экране как актриса. Здесь она «за кадром» — дублирует английскую актрису Линду Беллингхем, сыгравшую Александру Федоровну, и выступает как один из авторов сценария (вместе с Г. Панфиловым и их сыном Ваней).
Инна Михайловна Чурикова — Народная артистка СССР (1991), Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР (1985), лауреат премии имени К.С. Станиславского, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат премий «Хрустальная Турандот» и «Золотая маска».
Живет и работает в Москве.