Закон об ужесточении санкций в отношении России, Ирана и КНДР был подписан 2 августа 2017 года. С 29 января у Вашингтона появилась возможность вводить ограничительные меры в рамках CAATSA, однако, по словам Науэрт, пока что в США не видят активизации деятельности, попадающей под санкции.
«Мы работаем каждый день, чтобы выявить (подобного рода деятельность. — прим. ред.). Если что-то произойдёт, мы введём санкции против этих стран, лиц и структур», — сказала она.
Реакция Госдепа на вопросы американской прессы напоминает объяснения американской администрации по поводу «кремлёвского списка», фигурантов которого санкции пока не затронули, поясняет в беседе с RT руководитель центра исследований внешнеполитического механизма США Института США и Канады РАН Сергей Самуйлов.
В частности, ввести ограничительные меры в отношении россиян из этого списка призывали американские сенаторы-демократы.
«Вот уже мы ввели санкции, уже нанесли ущерб оборонному сектору! Смотрите, как эффективно действуют наши санкции! С другой стороны, они (представители Госдепа. — прим. ред.) говорят: «Не надо на нас давить, не надо от нас требовать чего-то дополнительного», — сказал Самуйлов.
Он выразил сомнение в оценке ущерба, якобы нанесённого России в связи с вступлением CAATSA в силу. С ним согласился главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев.
«Каким образом эти оценки слагались, сказать сложно.
Американцы посчитали те контракты, которые не были заключены. Учитывая, что Госдепартамент США — это дипломатическое ведомство, в целом далёкое от экономики, эти цифры, вероятно, носят прикидочный характер».
По его словам, рассказывая об «ущербе», нанесённом российской экономике, американская администрация сопротивляется введению новых санкций: «Это направлено на американских конгрессменов, чтобы показать, насколько эффективно администрация Трампа выполняет положения закона».
«Выгнали с дач»
При этом Науэрт попросила журналистов не забывать о том, что действия Госдепа, связанные с «вмешательством России в выборы в США», не ограничиваются законом о санкциях. В частности, руководитель пресс-службы Госдепартамента упомянула «успехи» предшественников.
«Вы можете вспомнить, что предыдущая администрация выгнала русских с их дач. Мы не пускаем их на дачи. Мы закрыли консульство в Сан-Франциско. Кажется, люди об этом забывают. Мы закрыли здания в Вашингтоне, а также в Нью-Йорке. Это, безусловно, расстроило русских», — сказала Науэрт.
Отвечая на вопрос о том, как Госдеп собирается противодействовать «вмешательствам России» в будущем, Науэрт сообщила о предложении госсекретаря США Рекса Тиллерсона создать специальное бюро, которое занималось бы вопросами кибербезопасности.
«Госсекретарь выступал в конгрессе с предложением создать в Госдепе новое бюро, которое занималось бы киберактивностью».
Кроме того, Науэрт призвала частные компании последовать примеру ведомства: «Мы несколько ограничены в плане того, что можем сделать. Мы не регулируем Facebook.
Мы не регулируем Google. Некоторым из этих частных компаний не стоит отмалчиваться. Им необходимо быть порядочными американскими гражданами и помогать нам предотвратить подобные действия».
Рассуждая о «наказаниях» для России, Госдеп в очередной раз отказался объяснить, чем вызваны подобные действия в отношении Москвы.
Более того, отвечая на вопрос журналиста Associated Press Мэтта Ли, являются ли заявления о вмешательстве России в американские выборы «мнением госсекретаря или фактом», Науэрт отметила, что «Тиллерсон считает их фактом», пояснив, что такой позиции он придерживается после ознакомления с докладом разведки.
«Список Мюллера»
На прошлой неделе Министерство юстиции США предъявило обвинение по делу о «вмешательстве в выборы» 13 россиянам и трём российским компаниям, которых подозревают в поддержке кандидатов в президенты США Берни Сандерса и Дональда Трампа.
По словам Науэрт, в отношении физических и юридических лиц, указанных в списке спецпрокурора Роберта Мюллера, могут быть введены санкции.
«Обычно мы не анонсируем новые санкции, однако в данном случае мы можем рассмотреть подобную возможность», — сказала она.
Комментируя заявление Госдепа, первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров подчеркнул, что в России могут пойти на ответные меры, если санкции действительно введут.
«Мы первые шаги не делаем, тем более, что пока это только слова. Посмотрим, как в конечном счёте поступит американское руководство, и если такие санкции будут все же введены, в зависимости от этого можем рассмотреть ответные меры», — цитирует сенатора РИА Новости.
Ответ на возможные санкции по «списку Мюллера» может быть зеркальным, уточнил замглавы МИД России Сергей Рябков.
«Мы всегда реагируем, в том числе зеркально. У нас есть собственные списки лиц, которым ограничен въезд в Россию, есть другие формы реагирования.
Я ничего не исключаю, но прежде чем об этом говорить, надо реально посмотреть, что будет происходить в данной истории», — цитирует Рябкова РИА Новости.
Джабаров напомнил, что в очередной раз доказательств «сговора против США» предоставлено не было.
«Совершенно непонятно, каким образом они могли повлиять на политические процессы внутри США», — заключил Джабаров.
Илья Соколов, Анастасия Румянцева, Анна Лушникова