Авиакатастрофа самолета «Саратовских Авиалиний» в Подмосковье завершила «Год безопасной коммерческой авиации». На начало 2018 года в течение 398 дней в мире не падал ни один пассажирский самолет, выполняющий регулярные рейсы. И вот первая трагедия - российская.
Говорят, что у успеха тысяча отцов, а неудача - всегда сирота. Но причин у нее очень много, и найти главную бывает трудно.
Что происходит?
С 2001 года в России произошло 17 крупных авиакатастрофа, в них погибли 982 человека. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и портала Aviation Safety Network (ASN), на начало 2014 года в мировой авиации погибал в среднем один из 4,7 миллионов пассажиров, садящихся в самолет. При этом в России - один из 1,2 миллионов. То есть летать в стране было в четыре раза опаснее, чем в среднем в мире.
Почему так?
Причины любой авиакатастрофы, как правило, комплексные и систематизации не поддаются. Однако если все же выделять ключевые факторы, то их три. Техника, люди, терроризм.
Техника ломается. Люди совершают смертельные ошибки. Террористы просто взрывают самолеты. В докладах комиссий по расследованию часто упоминаются и погодные условия, но это фактор, скорее, косвенный.
При этом часто к кастастрофе приводит взаимодействие сразу нескольких факторов. Так, стало известно, что перед падением АН-148 в Подомосковье датчики скорости самолета неправильно отображали ее фактическое значение. Это могло быть связано с обледенением приборов. По неофициальной информации перед вылетом из Домодедово злополучный рейс не был обработан специальным реагентом, а погодные условия способствовали образованию наледи. Вот уже три причны, веротяно, сошлись в одном месте. Экипаж ошибся, погода была такова, что датчики замерзли, техника отказала.
Кто виноват?
Любая авиакатастрофа вызывает в медиапространстве истерику, главной целью которой является поиск виновных в трагедии. При этом специалисты и правда ведут расследования, пытаясь докопаться до причин случившегося.
Человеческий фактор часто стоит на первом месте в ряду трагических обстоятельств авиакатастроф. Обвинения мертвых пилотов часто вызывают волну гнева в обществе, но они небезосновательны. Ошибаются все, но в данном случае цена ошибки очень высока — десятки человеческих жизней.
Авиакомпании летают на старой технике или неправильно ее эксплуатируют и ремонтируют. Да, самолет — устройство очень надежное и может работать десятки лет. Но кто и как следит за тем, чтобы он был в порядке? Если компания входит в крупный альянс перевозчиков — это некая гарантия надежности. А если нет? Чинят ли самолеты при помощи кувалды и такой-то матери? Вполне вероятно
Авиакомпании экономят. На пилотах, горючем, плате за аэропортовое обслуживание. На обработке самолета антиоблединителем. Невидимая рука рынка вдруг оказывается костлявой рукой смерти для людей, которые обо всем этом и не подозревали.
Террористы жестоки и изобретательны. Да, спецслужбы стараются, но никто не даст гарантии, что в аэропорту какого-нибудь арабского (да и уже европейского) государства очередной муджахид не сумеет подбросить на борт банку со взрывчаткой
Что делать?
Современный новый самолет, по словам специалистов, машина столь надежная, что с ней сложно что-то сделать, если, конечно, это не выстрел из ракетного комплекса «Бук». Самые передовые технологии стоят на страже безопасности полетов. Поэтому для того, чтобы самолеты не падали, нужно не так уж и много.
Переоснащать летные парки новой техникой. Правильное ее эксплуатировать. Соблюдать регламенты. Все они написаны кровью. Не экономить там, где это запрещено.
Готовить кадры. Хорошо обученный опытный пилот с гораздо меньшей вероятностью не справится с критической ситуацией в полете. Если пилот нищ, устал и думает лишь о том, как бы из авиакомпании сбежать — ничего хорошего не будет.