Если кто-то пытается убедить вас, что завтрак препятствует набору веса или что можно заболеть просто от холодной погоды, отправьте ему одну из диаграмм Тайлера Вигена. Он составляет графики странного сходства между, казалось бы, несущественными статистическими данными, демонстрируя таким образом, что вы можете найти корреляцию между любыми не связанными друг с другом событиями. Оказывается, объемы потребления сыра на душу населения коррелируют с количеством людей, которые умерли, запутавшись в простынях, а число утонувших в бассейне увеличивается и уменьшается вместе с числом фильмов, в которых снялся за год Николас Кейдж. Об этом феномене Виген написал книгу «Ложные корреляции».
Тем не менее мы не можем не замечать некоторых закономерностей в жизни, — и это необязательно просто совпадения. У меня нет никаких доказательств, но я уверен, что благодаря медитации телефон разряжается медленнее. Я наблюдал эту зависимость в течение нескольких лет и верю, что здесь есть причинно-следственная связь. Как только я перестаю практиковать медитацию, мне приходится заряжать телефон раньше. Летом мои занятия были непостоянными, и батарея садилась действительно быстро. Сейчас, когда я вернулся к двум коротким сессиям за день, мне не нужно заряжать телефон до того, как идти спать.
Объяснение довольно простое, но оно указывает на кое–какой более серьезный процесс. Обычное приложение, которое отслеживает активность использования телефона, точно подтвердит, что чем регулярнее я медитирую, тем меньше времени провожу, уставившись в экран. Есть и другие изменения в поведении, которые, уверен, связаны между собой. Я ем меньше вредной пищи, делаю меньше глупых покупок, легче встаю по утрам; работа сильнее меня увлекает.
В общем, я становлюсь намного менее импульсивным. Все потому, что регулярная практика медитации делает меня более внимательным в течение всего дня. Когда ты внимателен, тебе не кажется, что настоящий момент нуждается в совершенствовании. Это значит, что становится меньше ситуаций, которые, по моим ощущениям, стали бы лучше, если бы я достал телефон и пролистал твиттер. Таким образом, мой телефон остается в кармане, я остаюсь в настоящем моменте, а моя батарея остается заряженной.
Когда обычные моменты хороши сами по себе
Когда я регулярно медитирую, у меня реже возникает желание развлечься или утешиться, потому что большую часть времени меня устраивают и текущие моменты. Смартфон — отличный барометр этого желания, потому что часто он используется для того, чтобы сбежать: от скуки, от необходимости принимать решение, от тревожных мыслей. Это что-то вроде стопроцентно работающего средства — даже несмотря на то, что работает оно не так уж замечательно.
Смотреть в телефоне погоду перед выходом на улицу, — это одно дело. Но проверять инстаграм в шестой раз за день — это, очевидно, один из видов бездумной охоты за развлечениями, которой мы бы себя не утруждали, если бы находили удовольствие в обычных моментах. Когда моя практика снова стала постоянной, я заметил признаки того, что ко мне вернулась определенная уверенность. Поутихла тревога, связанная с общением с людьми. Я с нетерпением жду момента, когда получится приняться за дело. Реже прерываюсь во время работы. Меньше размышляю и гораздо больше двигаюсь, делаю, завершаю дела. Я обнаружил, что меня радуют довольно странные детали: край рукава моей рубашки, чернота тени дерева, упорядоченность городских кварталов, гудение холодильника.
Постоянная неуверенность по поводу будущего, по поводу того, на что я способен, по поводу каких-то определенных жизненных дилемм испарилась — несмотря на то, что у меня больше работы и более жесткие дедлайны, чем летом. Как будто слой спокойствия, которое не зависит от внешних обстоятельств, лег сверху на мои будничные дела.
Сейчас мне уже хорошо знакомо это фоновое чувство уверенности, которое приходит вместе с осознанным подходом к жизни, хотя оно бесследно испаряется, когда я перестаю практиковать. Я уже давно знаю, что жизнь становится тем лучше, чем чаще я сижу и медитирую, но теперь принцип этого действия ясен: осознанность — это противоположность постоянной потребности в чем-либо. Чем регулярнее моя практика (даже если я медитирую всего несколько минут в день), тем реже мне хочется добавить что-то в текущий момент, и меньше всего — вот это низкопробное возбуждение, которое появляется, когда обновляешь соцсети.
Заурядные моменты (мой любимый пример — прогулка по парковке) начинают приносить определенное удовлетворение, которое не зависит от исхода или результата. Они странным образом оказываются самодостаточными. И поскольку в жизни постоянно присутствует практически неограниченный запас таких мгновений, в какой-то момент начинаешь чувствовать себя богачом.
Осознанность — это просто уважение к настоящему моменту
Для тех, кто не совсем понимает, что такое медитация, — по сути вы выделяете время для того, чтобы сесть и наблюдать в деталях, каково это — быть человеком, который сидит здесь. Это намного интереснее, чем звучит, поскольку, когда вы внимательны, вы замечаете множество процессов.
Во-первых, есть целый ряд ощущений внутри организма: дыхание, давление, цветные пятна перед глазами, едва уловимая боль, неопределенная пульсация и покалывание, воздух касается кожи, язык касается зубов, суставы и мускулы дают о себе знать. В комнате вокруг вас существуют звуки и вибрации. И над всеми этими конкретными деталями — изменчивый небосвод мыслей, чувств, желаний и стремлений.
Основная идея в том, чтобы тихо наблюдать за некоторыми участками этого моря опыта; обычно начинают с дыхания: когда вы замечаете, что ваша мысль где-то блуждает, вы возвращаете ее обратно в настоящее. Самое важное — делать эту внимательность осознанной, то есть просто обращать внимание на то, каков текущий момент, исключая стремление изменить его. То, каким является данный опыт, важнее, чем то, каким он должен быть или каким вы бы хотели его видеть.
Это «наблюдение за чем-либо без попыток немедленно это изменить» становится новым опытом для многих людей; именно оно отвечает за возникающее чувство нормальности и уверенности. Вы узнаете, каково это — позволить времени идти своим чередом, не боясь и не надеясь, что оно должно пройти каким-то определенным образом.
Этот страх и эта надежда, которые сопровождают наш опыт во многих областях, являются одним из видов внутренней потребности — требованием к настоящему быть лучше, симпатичнее и комфортнее, чем оно есть на самом деле. Развивать осознанность — значит практиковать безусловную храбрость. Вы развиваете в себе намерение чувствовать реальность ровно такой, какой она является.
Это не то что обычно происходит автоматически. Мы сильно реагирующие существа, по-прежнему заточенные под жизнь в саванне. Из-за пятнышка горчицы на манжете рубашки мы можем испытать выброс адреналина, как при сражении или бегстве. Эту «нереактивность» и «ненуждаемость» нужно вырабатывать, и для этого не существует более удобного времени, чем несколько минут, когда вы сидите дома на подушке для медитации.
Думайте о том, что вы учитесь уважать настоящий момент таким, какой он есть, так же как мы учимся уважать человека, несмотря на его ошибки и несовершенства. По сути, вся ваша жизнь является последовательностью таких встреч: приходит настоящий момент со всеми своими бородавками и прочими изъянами, и вы можете либо уважать и приветствовать его как несовершенную вещь, коей он и является, либо настаивать на том, что он должен быть лучше, красивее, отзывчивее к вам. Но, конечно, за мгновение он измениться не может.
Побочные эффекты такого элементарного уважения могут проявляться в неожиданных ситуациях — это зависит от ваших личных причуд и заморочек. Улучшается трудовая этика, — потому что вы намерены работать дальше, несмотря на сложные ситуации и неприятные компромиссы. Социальное взаимодействие улучшается, потому что вы намеренно принимаете тот факт, что вас могут осудить или неправильно понять. И батарея вашего телефона дольше остается заряженной, потому что очень немногие моменты в настоящем рождают в вас желание отвернуться от них и уставиться на крохотный экран.
Автор: theoryandpractice.ru