Перестройка по-пекински: как сессия Всекитайского собрания народных представителей изменит Поднебесную
5 марта в Пекине начинает работу ежегодная сессия Всекитайского собрания народных представителей. Ожидается, что высший государственный орган страны внесёт изменения в Конституцию и примет законы, укрепляющие власть председателя КНР Си Цзиньпина.
Эксперты считают, что в ближайшие дни стоит ожидать «важных программных заявлений» из КНР.
Что ещё принесёт Китаю сессия ВСНП — в материале RT.
«Новый политический лагерь»
В понедельник, 5 марта, в столице КНР Пекине стартовала ежегодная сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Согласно Конституции Китая, это высший орган власти. Он состоит из 2980 депутатов, избирающихся раз в 5 лет.
Начавшееся сегодня заседание — первая сессия 13-го созыва Всекитайского собрания народных представителей. На голосовании по многоступенчатой системе избрали 2,2 тыс. новых депутатов, или 75% от их общего числа.
Чуть ранее — 3 марта — началось заседание первой сессии 13 созыва Всекитайского Комитета Народного Политического Консультативного Совета. Это консультативный орган при руководстве КНР, куда входят представители КПК и других политических партий Китая, видные общественные деятели и представители деловых кругов. Два органа обычно собираются одновременно. Это явление в Китае называют «две сессии».
ВСНП в полном составе собирается раз в год, как правило, в марте. По своей структуре и функциям этот орган отличается от западных парламентов и скорее напоминает советский Верховный совет, существовавший после 1939 года. Текущую работу по законотворчеству выполняет Постоянный комитет ВСНП, тогда как Всекитайское собрание народных представителей в его полном составе решает наиболее важные государственные вопросы.
Главная задача ВСНП в этом году — официально выбрать нового председателя КНР и премьера госсовета Китая. Ожидается, что эти посты останутся за действующими лидерами — Си Цзиньпином и Ли Кэцяном.
Кроме того, ВСНП избирает и заместителей лидеров КНР, утверждает состав правительства, Центрального военного совета и Верховного народного суда, назначает Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры.
Как обещает официальный китайский информационный Интернет-центр, после завершения сессии «состав китайской политической арены полностью сменится, сформируется новый политический лагерь».
«Во исполнение решений XIX съезда КПК значительная часть руководителей ведомств может поменяться», — заявил в интервью RT старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований Василий Кашин.
«Очистить государственный аппарат»
Российский китаевед, участник Центра исследования проблем мирового социализма в Академии общественных наук КНР Евгений Грачиков в интервью RT заявил, что речь идёт о существенных кадровых изменениях, а также о кардинальной реформе негласных принципов, заложенных ещё 40 лет назад, когда в Китае начались рыночные преобразования.«Выстроенная Дэн Сяопином политическая система, к сожалению, не позволяла кардинально бороться с коррупцией, с кумовством, — отмечает эксперт. — Коллективный принцип, несменяемые члены политбюро, постоянный костяк руководства — всё это мешало проводить кардинальные реформы».
Сейчас же, по его словам, перед Китаем стоят масштабные задачи, обозначенные на XIX съезде КПК. В области внутренней политики это «цели двух столетий»: к 2021 году — столетию образования Компартии Китая — покончить с бедностью, а к 2049-му — столетию КНР — завершить строительство «модернизированного социалистического государства». Во внешней же политике Китай претендует на роль ведущей мировой державы.
«Всех так называемых „принцев“, сыновей ведущих партийных деятелей, убирают из руководства. Си Цзиньпин ликвидирует систему наследования политических должностей», — отмечает Грачиков.
Как сообщает South China Morning Post, одна из возможных перестановок произойдёт в экономическом блоке. Советник председателя КНР по экономическим вопросам и глава рабочей группы ЦК КПК по экономике и финансам Лю Хэ, возможно, сменит 70-летнего Чжоу Сяочуаня на посту председателя Народного банка Китая.
Как подчёркивает Грачиков, ещё во времена Дэн Сяопина сложилась система, при которой председатель КНР практически не контролировал экономический блок правительства. Эта часть кабинета министров отдавалась на откуп премьеру госсовета КНР. Однако в последние 5 лет при ЦК КПК были созданы рабочие группы, и через такую рабочую группу по экономике эта сфера попала в подчинение Си Цзиньпину.
«Он омолаживает политическую систему, выдвигает неизвестных людей из глубинки в высшие эшелоны власти, но потом выясняется, что каждый второй из них когда-то работал с Си Цзиньпином», — констатирует эксперт.
По его мнению, китайский лидер будет стараться поставить лояльных себе людей не только на высшие посты, но и на второстепенные. Главная задача — сделать новую политику необратимой, преодолев сопротивление той части партийного и государственного аппарата, которая намерена следовать по инерционному сценарию, опасаясь играть более активную роль на международной арене.
«Си Цзиньпин хочет кардинально перестроить, очистить государственный аппарат, — отмечает Грачиков. — В нём очень много либералов, получивших образование на Западе, занявших высокие посты».
Изменение конституции
Ещё одна задача, стоящая перед ВСНП, — изменение Конституции КНР. Только у этого органа есть право менять основной закон страны. Ранее, в конце февраля Пленум ЦК КПК предложил убрать из Конституции положение о максимальном сроке пребывания на должности председателя КНР (сейчас этот пост нельзя занимать более двух сроков подряд). Соответствующее голосование состоится 11 марта.«Здесь есть и объективные, и субъективные причины, — объясняет Грачиков.
— Этого десятилетнего срока не хватало, за первые пять лет руководитель осваивался, входил в курс дела, начинал менять что-то, а потом надо было уходить. С учётом того старого аппарата, который ему доставался, он не мог реализовать те изменения, которые задумал».
Поэтому, по словам политолога, любые кадровые изменения в Китае следует рассматривать комплексно.
«Нельзя думать, что какой-то узкий состав приближённых к Си Цзиньпину производит революционные действия. Это назревший вопрос, вытекающий из внутренней жизни Китая», — утверждает эксперт.
«Внесение таких поправок вовсе не означает, что председатель государства сможет занимать свой пост пожизненно. С момента введения реформы и открытости Китай уже успешно решил вопрос законной и последовательной замены руководства партии и государства», — отмечает Китайский информационный интернет-центр.
Председателем КНР традиционно является генсек КПК, а 36-я статья Устава партии прямо запрещает пожизненно занимать любые партийные должности.
Ещё одно предложение руководства правящей Коммунистической партии Китая — внесение в Конституцию упоминания «идей Си Цзиньпина» о социализме с китайской спецификой. Нынешний китайский лидер станет первым после Мао Цзэдуна руководителем страны, упомянутым в Конституции с такой формулировкой. Ранее соответствующие изменения были уже сделаны в Уставе самой КПК по итогам состоявшегося в октябре 2017 года XIX съезда партии.
Реформы управления
Также депутатам ВСНП предстоит утвердить Закон о контроле и создать новый общенациональный орган — Государственную комиссию по контролю. Она будет курировать борьбу с коррупцией в масштабах всего государства. Ранее эти функции были распределены между различными ведомствами, включая Министерство контроля КНР и Центральную комиссию КПК по проверке дисциплины.Новый орган получит исключительные полномочия, в том числе касающиеся арестов чиновников, проведения расследований и проверок. К тому же Комиссия не будет подотчётна ни Верховному народному суду, ни прокуратуре, ни даже правительству — Государственному совету КНР. Единственные вышестоящие инстанции — это председатель КНР и сам ВСНП.
«Это логичный шаг в развитии бюрократической системы, которая стремится к упорядочиванию, — считает Василий Кашин.
— Предыдущая система основывалась на работе Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины. Она была партийным органом, действующим на основании партийного устава, но не прописанным в законодательстве страны. Это, на мой взгляд, создавало ненормальную ситуацию».
Кроме того, состоявшийся накануне Пленум ЦК КПК, как сообщает агентство «Синьхуа», передал ВСНП план реформы государственного управления.
«Преобразование государственных функций, оптимизация параметров государственных органов и развёртывание их функций являются важной миссией для углубления реформы партии и правительственных ведомств», — отмечает агентство, не раскрывая конкретики предложений.
«Идёт закрепление тех реформ, которые уже проводятся, — считает Грачиков. — Си Цзиньпин создал при ЦК несколько руководящих групп по безопасности и экономике, которые были подчинены ему. Просто это шло через партийный аппарат и принимало неконституционные формы, а сейчас он через парламент легализует изменения, которые и так уже произошли».
Новые цели
«Для тех, кто следит за китайской экономикой, „две сессии“ принесут самую важную весть: в Докладе о работе правительства будут утверждены цели развития экономики на следующую пятилетку, и, в частности, на 2018 год», — отмечает Китайский информационный центр.«Я не ожидаю ничего нового, потому что средние и долгосрочные цели поставлены — строительство общества малого и большого благоденствия. Это и так уже сверхзадачи, по большому счёту», — считает Евгений Грачиков.
По данным Китайского информационного центра, реформы будут направлены на укрепление реального сектора экономики.
По информации источника, ожидается, что на «двух сессиях» в этом году будут предложены детальные «график» и «дорожная карта» по усилению защиты прав на интеллектуальную собственность и расширению сферы услуг.
«Стоит ожидать, возможно, не очень конкретных, но крайне важных программных заявлений на сессии относительно будущего экономического курса», — отмечает Кашин.
Александр Бовдунов
Источник: Ссылка