Обе стороны уже долгое время высказывались за создание переправы, которая позволила бы транспортным средствам добираться в место назначения напрямую, а не в обход через Китай. Министр России по развитию Дальнего Востока Александр Галушка заявил, что стороны создадут рабочую группу, которая будет заниматься как раз этим вопросом.
«Между Северной Кореей и Китаем есть 23 автомобильных пропускных пункта, а с Россией ни одного», — заявил вице-премьер КНДР Ро Ту Чоль. — На данный момент, когда мы импортируем товары, они проходят не через российскую границу, а через Китай. Это серьёзно удлинняет дорогу».
Согласно заявлению министерства, Ро Ту Чоль предложил расширить существующий мост. Галушка же предложил создать полустационарный понтонный мост.
Проект моста, как считает сотрудник Foreign Policy Research Institute Биньямин Катзефф Силберстайн, имеет больше символическое, чем экономическое значение. По его словам, объём торговли между Северной Кореей и Россией незначительный, во многом из-за санкций ООН.
«Однако, многие, похоже, считают, что в долгосрочной перспективе торговля вернётся на прежний уровень», — добавил он.
У Москвы и Пхеньяна долгая история торговли, отмечает The Washington Post. Во время холодной войны Советский Союз был важнейшим финансовым союзников Северной Кореи, который отвечал за половину торгового оборота этой страны в 70-80-е года.
Пути России и Пхеньяна разошлись лишь после развала СССР, когда Борис Ельцин попытался установить более тесные отношения с Сеулом. Отношения, однако, начали улучшаться после прихода к власти Владимира Путина, который посетил Пхеньян в 2000 году. Но экономические связи между двумя странами окрепли не слишком сильно: на 2013 году доля России в северокроейском торговом обороте составляла лишь 1%.
Обе стороны выражали надежду на развитие экономических связей, однако им мешало одно обстоятельство — ядерная программа Северной Кореи, которая сделали из этого государства страну-парию.
По словам профессора Дальневосточного федерального университета Артёма Лукина, нет никакого секрета в том, что за последние два года торговый оборот между Россией и Северной Кореей серьёзно пострадал.
По его словам, железнодорожный мост раньше использовался для транспортировки сибирского угля в порт северокорейского города Расон, где у России есть собственный терминал. «Из этого терминала уголь экспортируется в страны Азии, в основном в Китай, — объяснил Лукин. — По крайней мере, так было до введения жёстких санкций против Северной Кореи».
На данный момент, считает профессор, трудно представить, что какой-нибудь российский инвестор вложит свои средства в мост. «Северокорейцы ожидают, что финансированием займётся Россия. Однако ни один частный или государственный инвестор не вложится в проект до тех пор, пока политические риски вокруг Северной Кореи серьёзно не снизятся», — подчеркнул он.
Однако в случае если эти риски всё-таки отойдут на второй план, то инвестируя в Северную Корею, Россия может извлечь для себя изрядную пользу. В случае если санкции снимут, терминал в Расоне может обеспечить Россию важным региональным плацдармом. Кроме того, есть надежда на то, что в таком случае удастся провести железную дорогу в Южную Корею, что откроет маршрут для грузов в и из Европы через Россию, а также, возможно, путь к созданию транскорейского газопровода.
Поэтому, по всей видимости, Россия не хочет закрывать для себя экономические перспективы в Северной Корее. В прошлом году российская фирма провела в Северную Корею интернет-соединение. И вот теперь Москва планирует стройку нового моста. «Рано или поздно Северная Корея выйдет из изоляции, — подвёл итог Лукин. — И тогда мост будет пользоваться большим спросом».
Ссылка