«Тот, кто нам мешает, тот нам и поможет»
Чем дольше длится ситуация с «делом Скрипаля», тем больше уверенности в том, что Лондон разыгрывает трагифарс не только в свою, но и в нашу общую пользу. Кроме заглавной цитаты из комедии, к этому эпизоду мировой истории вполне подойдет еще и эпиграф из булгаковского Романа.
Когда в предыдущем аналитическом обзоре от 24 марта был сделан вывод о финале распада однополярности, был риск поспешить и насмешить не хуже Бориса Джонсона. Однако пока что сюжет развивается в строгом соответствии с выводом об условном закулисном союзничестве Москвы и Лондона. Притом что Лондон довольно жестко продолжает играть как за – на главном сирийском направлении, так и против нас – на других направлениях, застолбив восточноеропейскую поляну на ближайшее десятилетие.
Самой большой угрозой не только для Москвы или Лондона, но для человечества в эти последние дни была попытка реванша «партии войны», обладавшей остатками власти в виде террористической сети не только на Ближнем Востоке, но и в Европе (Гладио), а также позициями в Пентагоне и ЦРУ. Кадровая зачистка идет, но не так быстро, а кроме того начало чистки провоцировало самых упертых «ястребов» если не на реванш, то на рисковый блеф на грани мировой войны.
Понятно, что попытка все равно не удалась бы, но кровавые разрушения в Сирии, сотни тысяч жертв и потопленные авианосцы – были бы пустяком по сравнению с экономическим крахом всей мировой системы. В этой ситуации балансирования на грани жизни и смерти глобальных элит очень важно, кто смог взять на себя инициативу, чтобы отнять саму возможность инициативы у загнанных в угол крыс. И это точно не Трамп, обложенный со всех сторон, и не твари дрожащие из европейского истеблишмента, и даже не китайцы с их тугой мошной, бесполезной в таком кризисе.
По сути, во всем мире нашлось только два крупных игрока, способных на инициативу в самый критический момент и обладающих адекватным политическим ресурсом для этого – это Москва и Лондон. Причем без демонстрации стратегического вооружения, более чем достаточного для обороны всех текущих союзников России – Сирии, Турции, Ирана, все дальнейшие шаги по перехвату инициативы не имели бы шансов. Американская «партия войны», взявшая опять же условного союзника Москвы Трампа в заложники, была готова поднимать ставки в сирийском конфликте до максимальной напряженности. Однако даже одной только системы «Кинжал» с гиперзвуковой ракетой, способной расколоть пополам любой американский корабль, оказалось достаточно, чтобы генералы и адмиралы не слишком возбуждались вслед за политиками-ястребами.
Тем не менее, Россия при всей своей решительности и возрожденном стратегическом потенциале – не всесильна, особенно в смысле влияния на западный истеблишмент. Скорее наоборот, возгонка напряженности в духе Холодной войны возможности для такого прямого и даже закулисного влияния снижает. Поэтому и осажденному Кремлю, и загнанному в угол Трампу, и уже приготовленному к экономическому потрошению Китаю нужен был в тылу врага союзник особого рода, негласный, закулисный и обладающий огромным, уникальным опытом манипулирования именно своими номинальными союзниками.
И что немаловажно, для этого условного союзника именно такая стратегия агрессивного манипулирования против своих же западных партнеров является единственно возможной для сохранения влияния. Именно Лондону при сохранении прежних трендов грозила потеря почти всех позиций и ресурсов. Она уже почти произошла по итогам переговоров по Брекзиту и при неминуем старте торговой войны США против Китая, а также нагнетания напряженности в Персидском заливе вокруг Ирана и Катара, то есть угрозы обрезать китайцам импорт нефти. А между тем именно на связке с юанем и гонконгским долларом и на финансовом обслуживании азиатской торговли держится британский фунт.
О том, что главным финансовым партнером того же Ирана был и остается Лондон-Сити с его оффшорной сетью и умением покрывать контрабанду, не знает разве что только сама британская публика и прочие доверчивые читатели деловой и массовой прессы. Турция при Эрдогане тоже ориентируется не на немцев, и не на США. Однако в этой связи можно задать всего один вопрос, стал бы Лондон понижать шансы своих клиентов в Сирии и, наоборот, помогать своему заклятому сопернику в Тель-Авиве? Это ведь с произраильским лобби перетягивают канат пролондонские политики внутри США. Так что уже по этому пункту нужно ставить под сомнение цели британской политики в связи с инцидентом в Солсбери. Если бы инцидент, очевидно разыгранный лондонскими спецами, был направлен на военную эскалацию против России, то Скрипалей отравили бы с гарантией и насмерть, а не допускали утечки об их скором выздоровлении.
Впрочем, как бы мы ни рассуждали вокруг да около деталей инцидента, все это было бы очередной спекуляцией без учета кардинальных интересов лондонского крыла глобальной финансовой олигархии. Причем таких интересов, ради которых можно пожертвовать не только парой-тройкой и без того отыгранных фигур британских политиков, но даже репутацией самого государства. Интересы Лондон-сити важнее, без них и державы в новом веке не станет. И даже если не станет, сам Сити и его финансовая паутина может только выиграть от такого размена, королевского гамбита. Впрочем, королевская семья тоже уже обозначила движение в сторону цветной публики по ту сторону океана. Для короны и Содружества существование Соединенного Королевства – не фетиш. Важнее контроль над мировой торговлей и портами, пусть даже купленными на китайские деньги.
Главной жемчужиной нынешней финансовой империи Лондона являются китайские порты и обслуживающие их банки. Индийские и иранские тоже, но скорее – на вырост. А главной угрозой для лондонской «жемчужины» является торговая война со стороны США, подкрепленная либо усилением военной угрозы, либо усилением глобального финансового контроля из-за террористических угроз. С помощью такого комплексного давления можно заставить нагулявшего жирок китайского партнера по G2 поделиться с гегемоном и тем самым спасти его от неминуемого банкротства. Впрочем, другие партнеры – Япония и ЕС тут тоже на очереди, но начинать нужно с Китая, в том числе и для постановки в стойло лондонских конкурентов. Внутривидовая борьба всегда жестче, особенно между англо-саксами.
Поэтому далеко не случайно, что пролондонское крыло Демпартии (Сандерс) не стало давать бой Хиллари и фактически пропустило ее в дамки в обмен на контроль над партией. Похоже, что задачей Хиллари и ее коррумпированного политического клана было максимальное давление на Россию с целью подтолкнуть Кремль к военному блоку с Китаем. Подарок в виде «холодного блока» мороженого был даже доставлен Путиным на саммит G20 в Китае в разгар американских выборов. Однако, именно эта перспектива, когда Россия задешево будет охранять интересы Лондон-сити в Китае от экспроприации и финансового контроля со стороны Вашингтона – и стала главным стимулом для ставки национальной элиты США на Трампа, изначально выдвинутого самими Клинтонами. Впрочем, еще вопрос, кто подсунул им это «удобного» спарринг-партнера, и кто надоумил делать ставку на дружбу с Россией для отрыва ее от Китая.
Итак, перед Лондон-сити во время минувшего кризиса вокруг Сирии стояли следующие задачи:
- не дать американо-израильским ястребам возможности опрокинуть доску для «Большой шахматной игры», удобную для Лондона (не допустить реальной эскалации на ТВД и управлять уровнем антироссийской истерики из Лондона);
- укрепить позиции своих клиентов Иран и в меньшей степени Турцию в том числе за счет давления на третьего игрока в альянсе Россию;
- ослабить позиции проамериканской коалиции, в том числе попытаться прорвать антииранский буфер на восточном берегу Евфрата (уже по этой причине авантюра якобы российской ЧВК в ДЭЗе дурно пахнет предательством интересов России, а они состоят в поддержании взаимно ослабляющего баланса западных игроков, а не перевеса одного из них);
- постараться перевести глобальную игру на самую выигрышную для Лондона сугубо информационную площадку, и уже там организовать информационную атаку на Кремль, чтобы таки подтолкнуть Россию к Китаю в момент начала мировой торговой войны (не случайно именно в этот момент в Москву приехал министр обороны Китая со словами поддержки, которые можно трактовать как военно-политическое сближение);
- создать дополнительный задел для информационного давления на Россию и, главное – продемонстрировать управляемость глобальной машины подконтрольных масс-медиа (чтобы тот же Трамп как лидер финконтроля мог опереться при случае и на Лондон. Впрочем, американцы успели показать, что лондонский инструмент не всемогущ, и у США есть еще контрходы в информполе, а вот у Европы, Китая или России пока нет, так что этот общий англо-саксонский инструмент им пригодится);
- отомстить европейцам за унижение в переговорах по Брекзиту и тем самым восстановить статус-кво глобального игрока (демонстративное унижение Европы было осуществлено при поддержке Трампа, на которого давили с двух сторон – и слева, пролондонские, и справа – ястребы);
- наконец, попутно решалась задача почти полной переориентации Восточной Европы на Лондон как нового лидера антироссийской риторики (для крайне идеологизированных укров, поляков, прибалтов это даже важнее, чем стимулирующие китайские инвестиции, которые важнее для белорусов. И не случайно Трамп взывал к себе на ковер трибалтов, чтобы вернуть хотя бы часть влияния).Задачи очень сложные и противоречивые, но в целом они были Лондоном решены за счет одной спецоперации методами информационно-психологической войны. Самое главное – было взятие на себя инициативы в информационном пространстве, создание откровенно фейкового «казус белли», мобилизация под этот, а не «настоящий» химический инцидентв Сирии подконтрольного Лондону политического аппарата НАТО и всех союзников. После чего можно было в закулисном взаимодействии с Кремлем и Трампом потихоньку спускать этот самый «казус» на тормозах, сдувать угрозу, превращая ее в фарс. Одно только взаимное жонглирование цитатами Достоевского и Кэрролла говорит само за себя – мол, между нами культурными и образованными все наладится и устаканится, а эти выскочки из США или Китая – даже не поймут, о чем разговор в нашей Большой игре.
Что и говорить – мастерство манипуляции, отточенное веками, так быстро не пропьешь. Снимаю шляпу. Браво, но не бис.Разумеется, все вышеизложенное – чистой воды аналитическая спекуляция, основанная на умозрительной модели. Никто из немногих политиков высокого уровня ничего такого не скажет и не подтвердит. Тем более не смогут подтвердить или опровергнуть записные политологи и комментаторы, существующие строго вдоль магнитных полей черно-белых идеологий. Они даже и не задаются такими вопросами, кому это все же было выгодно. Так что вся надежда лишь на нас, любителей.
Однако, в отсутствие прямых подтверждений есть масса косвенных признаков, которые свидетельствуют об именно таком закулисно-подковерном раскладе . Так, укомплектование администрации Трампа «ястребами», бывшими «неоконами» было запланировано, скорее всего, заранее на период торговой войны против Китая. Этому же подчинено давнее желание Трампа надавить на Иран. Однако внезапное заявление Трампа о скором выводе войск из Сирии напрочь вываливается из контекста, если считать укрепление «ястребов» главным трендом. Скорее, это больше похоже на политический торг с пролондонскими «голубями», а заодно – и на подбадривание бывших «ястребов», забившихся под лавку, чтобы тоже предлагали Трампу свои услуги и ресурсы для исправления баланса против усилившегося Лондона.
Как уже было сказано, внезапный вызов на ковер прибалтийских «лидеров», которым было объяснено, кто здесь «очень глупые люди» - тоже из этого ряда вынужденных телодвижений Трампа. Впрочем, еще перед новым годом визит Назарбаева в США на фоне ареста активов тоже был предупреждением против излишней ориентации на Лондон и Китай (ну не против Москвы же настраивали, что просто бесполезно)).
Неожиданная атака украинских пограничников и СБУ на российский сейнер – на деле больнее всего бьет по пролондонским восточно-украинским олигархам, Ахметову и его партнерам по мариупольскому транзиту. Там, конечно, есть еще мотив Киева получить финансовую помощь ввиду угрозы от русского флота, и мотив руководства СБУ получить такие же отступные, как и штаб ВСУ во главе с Петей за хорошее поведение в период ЧМ по футболу. Но все равно без команды из Вашингтона на такую провокацию трусливые генералы не решились бы. Тем самым Трамп как бы сам подталкивает Кремль надавить на пролондонских олигархов, которые относительно тихой сапой переподчиняют оставшиеся юго-восточные и даже центральные регионы. Или кто-то думает, что боевики Билецкого могли развернуть свою сеть в таком масштабе без денег Ахметова и крыши Авакова?
Ну и наконец, немного парадоксальное подтверждение усиления Лондона – это начало зачистки пролондонских олигархов в России, за которыми, уже понятно, последуют и отставки в правительстве. Тем самым исправляется излишний дисбаланс на евразийском пространстве. Пока в Киеве, Минске, Прибалтике, Польше наибольший вес имели внешние связи с «ястребами», произраильскими банкстерами и спецслужбами, общий баланс в Москве поддерживался усилением сотрудничества с лондонскими. Теперь, похоже, будет наоборот – пролондонских подвинут. Однако, поскольку Трамп тоже удерживает баланс и не даст Лондону усилиться очень сильно, то и в Москве зачистка пролондонских не будет полной. Кого-то из вице-премьеров оставят на связи. Премьером, скорее всего, будет либеральный технократ, удобный для всех партнеров, а вот аппарат правительства, скорее, возглавит представитель околокремлевских «ястребов».
Завершающий эпиграф к лондонскому трагифарсовому эпизоду можно взять из кино про Карабаса Барабаса: «Ух, я готов унизиться, лишь бы к сладкой цели приблизиться!.. Ох, я готов на гадости…» Это да, это – про Лондон.