Реформа госуправления является одной из ключевых задач стратегии ЦСР. Сам Кудрин не раз заявлял, что без реформы государственного управления невозможны серьезные изменения в стране. Кроме того, это было один из ключевых приоритетов стратегии, которую ЦСР готовил для президента Владимира Путина.
В предложениях ЦСР в частности прописывается создание нового органа — Центра эффективности госуправления. Расходы на содержание госаппарата, по оценке ЦСР, должны снизиться почти вдвое — с нынешних 2,5% в общем объеме трат бюджета до 1,74%. Кудрин предлагает за шесть лет снизить число чиновников на треть. По его словам, это позволит снизить издержки на госуправление на 0,3 п.п. ВВП в год. Кроме того, по подсчетам ЦСР, 80% чиновников занимаются не стратегическими задачами, а сиюминутными поручениями, причем не по своему профилю.
"Нынешняя система госуправления неспособна на решение задач, стоящих перед страной. Без реформы этой системы никакие "прорывы" невозможны, никакие дерзкие цели недостижимы. Хотим рост выше среднемировых темпов? Поменяйте модель госуправления", — писал Кудрин в статье для "Коммерсанта" в марте 2018 года.
Ранее во время ответов на вопросы депутатов после отчета в Госдуме Медведев сообщил, что он не рассматривает Кудрина как оппонента, для него он коллега, но это не означает, что у них должны быть одинаковые позиции по всем вопросам.
Алексея Кудрин отправили в отставку в сентябре 2011 года из-за разногласий с занимавшим тогда пост президента Медведевым по ряду ключевых вопросов финансовой политики, в частности по поводу расходов на военные цели. За день до этого Кудрин сообщил, что не видит себя в новом правительстве, которое Медведев сформирует после президентских выборов в 2012 году.
После отставки Кудрина публично сообщалось о трех его встречах с Медведевым. Кудрин у себя в Twitter говорил о встрече с Медведевым в декабре 2012 года, через год после отставки. Беседа носила неформальный характер. Также они общались в сентябре и декабре 2016 года. Кроме того, по данным источников, было еще несколько непубличных встреч главы правительства и экс-главы Минфина.
Нынешняя встреча Дмитрия Медведева и Алексея Кудрина пройдет менее чем за месяц до инаугурации президента России Владимира Путина, назначенной на 7 мая, а затем назначения нового премьер-министра и возможных ротаций в кабинете министров. Эксперты считают, что здесь не обошлось без личного желания Владимира Путина, который хочет, чтобы Медведев и Кудрин сотрудничали, несмотря на старые разногласия.
Своим взглядом на предложения Кудрина делится кандидат экономических наук, заведующий сектором мониторинга и анализа развития национальной инновационной системы Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере Александр Гусев: "Сокращение чиновников должно иметь под собой какие-то основания. Важно понимать, что хотят от государства. На самом деле в экономике должны быть конкретные задачи. <...> Пока на сегодняшний день у нас только лозунги, а реального движения нет. Это основная проблема. Вопрос в том, что нужно делать реальные дела, а не заниматься лозунгами и какими-то заявлениями о цифровой экономике. Цифровая экономика может быть основана только на реальной экономике. Если реальной экономики нет, то и оцифровывать нечего."
Кандидат экономических наук, доцент, старший преподаватель кафедры менеджмента Кемеровского государственного университета Анатолий Акулов считает сокращение числа госслужащих правильным шагом: "Снижение численности штатного персонала — это тенденция общемировая. Все крупные и стабильные работодатели сегодня сокращают персонал. <...> В этой связи предложения Кудрина в русле современного научного развития и экономии бюджетных средств. <...> Я имею в виду сокращение бюджетных средств, снижение коррупционных рисков, отсутствие необходимости госструктурам и человеку общаться вживую — это те тенденции, которые будут. Что касается рисков, они здесь в общем-то больше технологические. Электронных сервисов достаточно много. Опыт их пользования оценивается как успешный, поэтому государство будет снижать численность занятых и замещать все больше автоматикой. Вне всякой политической компоненты экономика будет идти по этому направлению."
Кандидат экономических наук Евгений Жирнель (Санкт-Петербург) отмечает, что сокращение штата чиновников ради самого сокращения проводить не имеет смысла, нужно определиться с целями: "Нужно понимать, что является целью. Сокращение целью быть не может. Если цель, например, здоровое население и сокращение смертности, то мы не можем сокращать врачей. <...> То же самое и здесь. Что является целью? Целью может быть экономия бюджетных средств, но не сокращение самих чиновников, потому что эта цель может решаться по-разному, в том числе за счет сокращения чиновников, но в том случае, если это потребуется. <...> В моем понимании сокращение чиновников должно происходить только в том случае, если мы понимаем, что у нас повышается производительность труда, эффективность и соответственно человек, который был занят вчера, сегодня уже становится просто ненужным. Было бы странным взять и на заводе сократить треть персонала. Это можно сделать, но при этом нужно понимать, что будет производиться меньше продукции, повысится аварийность. То же самое в госуправлении."
Ну, как-то так.