Россия, Украина и мир: политика и аналитика 154 +18
Сообщений 991 страница 1000 из 1000
Поделиться99226 Апр 2018 14:12:53
Ростислав Ищенко
Армениак
Когда-то давно, в седьмом веке нашей эры, одной из трёх первых фем (пограничных военно-административных округов) Византии (Восточной Римской империи) была фема Армениак. Её название непосредственно восходит к древнему армянскому государству (Великой Армении), которое, в своё время, проиграв конкурентную борьбу за контроль над Ближним Востоком Риму и Парфии, стало вначале вассальным царством обеих империй, а затем было разделено между Восточным Римом и сменившим Парфию Сасанидским Ираном.
Понятно, что население фемы Армениак было довольно пёстрым и состояло не из одних лишь армян. Тем не менее, в процентном отношении к общей численности населения армян там жило значительно больше, чем в Великой Армении, которая, при Тигране Великом (вместе с вассальными территориями), охватывала всё современное Закавказье, Северо-Запад Ирана, Север Ирака, Сирию, Палестину и Юго-Восток Турции. Во всяком случае, ещё во время Первой мировой войны страны Антанты считали, что большая часть бывшей фемы Армениак, давно исчезнувшей Византии, должна войти в состав армянского государства, которое планировалось по итогам войны выделить из Турции.
Несмотря на то, что войну Антанта выиграла, итог оказался далеко не столь благоприятен для армян, как планировалось. Республика Армения, смогла взять под контроль менее половины нарезанных ей, по Севрскому договору, территорий. А к тому времени, как дело дошло до создания Армянской ССР, оказались потерянными 2/3 территории имевшейся в наличии. Остаток, с небольшими улучшениями, по Карскому договору, составил советскую Армению.
Возможно, нынешняя Армения была бы раза в два больше территориально, но в 1920 году, поверив в «арбитраж» Вудро Вильсона и понадеявшись на обещанную поддержку США, Армения попыталась занять все территории, нарезанные ей в Севре. Война была проиграна и остатки армянского государства спасла лишь Советская Россия, которая, впрочем, в тот момент была слишком заинтересована в нормальных отношениях с кемалистской Турцией, чтобы начинать ещё одну войну за утраченные армянами бывшие территории Карской области Российской империи.
С той поры и по сей день именно Россия остаётся гарантом не просто территориальной целостности, но и самого существования армянского государства. Конфликт в Нагорном Карабахе, в результате которого непризнанная Нагорно-Карабахская республика де-факто оказалась под покровительством Армении, с 1994 года и до сих пор поддерживается в замороженном состоянии также благодаря России. Если бы не усилия Москвы военные действия были бы уже давно возобновлены, поскольку стороны конфликта, несмотря на декларированное желание решить его дипломатическим путём и посреднические усилия мирового сообщества (прежде всего, опять таки России), проявили абсолютную неготовность к компромиссу. Именно Россия гарантирует поддержание сегодняшнего (выгодного более Армении, чем Азербайджану) status quo в Закавказье.
Не будет преувеличением сказать, что армянский народ смог уцелеть на части своих исконных территорий, а также восстановить и сохранить государственность именно благодаря традиционной российской политике, направленной на предотвращение любых конфликтов как в пределах, так и вблизи своих границ.
Разгорающийся в последние недели конфликт между властью и оппозицией в Армении грозит нарушить хрупкий баланс в Закавказье.
Дело не в том, что Сержу Саргсяну пришлось отказаться от попытки сохранить власть (в качестве уже не президента, а премьера). И даже не в том, что оппозиционеры, принудившие его подать в отставку, выдвигали, среди прочего, прозападные лозунги. Как было сказано выше, Россия играет слишком большую роль в гарантии не просто территориальной целостности Армении, но в существовании армянского государства и народа в принципе, чтобы слишком резко отказываться от союза с ней. Во всяком случае на тех территориях, которые до начала ХХ века были достаточно плотно заселены армянами (бывшая византийская фема Армениак), после 1916 года армян практически не осталось.
Проблема заключается в том, что соратники явно устали от Сержа Саргсяна не меньше, чем оппозиция, чем и объясняется лёгкость победы последней, получившей на выборах исчезающе малое количество голосов, по сравнению с правящей партией и, тем не менее, без усилий, всего за десять дней не таких уж и мощных протестов, свалившей многолетнего лидера Армении. Такая лёгкость может быть объяснена только внезапно обнаружившемся отсутствием поддержки в рядах системной элиты.
На это же указывает факт появления в день отставки в рядах протестующих десятков военнослужащих в форме, но без оружия. Так армия не выходит протестовать. Так армия намекает лидеру, что не будет его поддерживать.
Но именно эта лёгкость с которой Саргсян был отстранён от власти, явно привела оппозицию в состояние эйфории. Теперь, на волне первой победы, а также неизбежной (хотя бы частичной) деморализации государственного аппарата (чиновники среднего и низшего звена никогда не знают как далеко зайдут перемены и кого вычистят в ходе обновления) оппозиция требует назначения, вопреки Конституции, временного правительства улицей (ереванским вариантом «майдана») и перевыборов парламента. Это при том, что первоначальное требование (отставка Саргсяна) удовлетворено.
Власть находится в не самом выгодном положении. Уступив один раз, она показала улице, что при помощи давления можно добиваться своего. Лоялисты же получили негативный урок – можно защищать легитимную власть и поплатиться за это. Улица склонна давить дальше с новой силой. Власти, если она хочет остаться властью, необходимо мобилизовать своих сторонников и убедить их в том, что отставка Саргсяна была единственной уступкой. Согласие на каждое следующее требование оппозиции будет не просто ослаблять власть, но быстро приближать системные политические силы к переходу в маргинальное состояние. Выборы, состоявшиеся по требованию оппозиции и на условиях оппозиции дают оппозиции очень неплохой шанс полностью переформатировать под себя внтуриполитическое пространство.
В Армении такое переформатирование может произойти тем более легко, что в ней нет коренных противоречий между Западом и Востоком (как на Украине) или между прорумынскими унитаристами и молдовенистами (как в Молдавии). Поэтому резкие колебания политических предпочтений народа, на фоне внутриполитических потрясений, более чем естественны. Лидеры Думы и поддержавшие их генералы, в конце февраля – начале марта 1917 года в России под ликование толпы сместившие последнего императора, никак не предполагали, что всего через полгода их самих некому будет поддержать.
В кризисные моменты народ, при прочих равных, отдаёт предпочтение тому, кто демонстрирует готовность взять власть и не отдать её ни при каких обстоятельствах. Для Армении же, с учётом её сложного внешнеполитического положения, внутриполитическое единство является более принципиальной вещью, чем отдельные расхождения партийных программ.
Формально требования лидера оппозиции Никола Пашиняна не являются чем-то экстраординарным для большинства армян. Да, он считает неправильным вступление Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и декларирует необходимость присоединения страны к НАТО. Но ведь и Саргсян не только ввёл Армению в ЕАЭС, но и 24 ноября 2017 года подписал Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве с ЕС, а также декларировал намерение Еревана вступить в Евросоюз. То есть, западный вектор традиционно играл существенную роль во внешней политике Армении. Пашинян предлагает перенести на это направление основные усилия. Но сторонники прозападного крена есть и в составе системной политической элиты.
При этом надо учитывать, что в отличие от Украины, Молдавии или Прибалтики, а также Грузии, времён Саакашвили, прозападные политики в Армении, в большинстве своём не акцентируют внимание на русофобских лозунгах. В результате народ рассматривает западный и российский вектора не как взаимоисключающие (что характерно для большинства цветных переворотов), а как взаимодополняющие.
По сути главное противоречие армянской внутренней политики – доступ к власти и собственности. Внешнеполитических же противоречий по сути, как таковых, нет. Существует консенсус, вокруг необходимости сохранять армянский контроль над Нагорным Карабахом и добиваться юридического закрепления фактически произошедших территориальных изменений. На этом фоне, ориентация одних политиков на российскую поддержку и надежда других на то, что Запад поможет решить этот вопрос более эффективно, носит тактический характер. Тем более, что, как уже было сказано, для большинства армян, российский и западный векторы не являются взаимоисключающими. Более того, явные противоречия между США и Турцией, нарастающие в последнее время, позволяют некоторым армянским политикам рассчитывать на то, что Вашингтон в пику Анкаре может оказать Еревану существенную поддержку в реализации амбициозных внешнеполитических планов.
В результате, соотношение сил между властью и оппозицией зависит от такой неустойчивой вещи, как народная поддержка. Причём харизматический лидер имеет хорошие шансы почти моментально поднять её с нуля до почти абсолютных значений. Серж Саргсян был несомненным харизматическим лидером партии власти. Никол Пашинян стал харизматическим лидером оппозиции. Власть, утратив Саргсяна, утратила и харизму. Оппозиция получила существенное преимущество и пока собирается наступать.
Нет сомнения, что к наступлению оппозицию подталкивает и будет подталкивать и Вашингтон. Приход к власти Пашиняна, выступающего против членства Армении в ЕАЭС и за вступление в НАТО, обещает усложнить для России ситуацию в Закавказье. Для Вашингтона же, проигравшего Сирию и увязшего в патовой ситуации на Украине, крайне важно растягивать российские ресурсы, отвлекать их на второстепенные театры, ослабляя, таким образом Москву на главном (сирийском) направлении.
Но главная опасность армянского кризиса таится в том, что для США не так важен стабильный проамериканский режим в Ереване, как создание России проблем в Закавказье. Становясь покровителем Еревана, США неизбежно ухудшат отношения с Азербайджаном (а значит и Турцией), что в целом создаст им дополнительные проблемы на Ближнем Востоке. Зато, если Армения будет дестабилизирована, если в стране начнётся гражданский конфликт, это будет проблема России, являющейся союзником Армении по ЕАЭС и ОДКБ. То есть, США выгодно, чтобы оппозиция не захватила власть, а начала долгоиграющий гражданский конфликт с действующей властью, с тенденцией перерастания в горячую фазу.
Даже простые столкновения демонстрантов с полицией в течение долгого времени (два-три месяца) приведут к ослаблению контроля центральной власти над страной, и, главное, к снижению боеспособности сил, обеспечивающих контроль над Нагорным Карабахом. В том, что США попытаются инициировать азербайджанское наступление тоже можно не сомневаться. И Баку будет крайне трудно преодолеть соблазн, на фоне явного ослабления Армении. Ведь следующий благоприятный шанс может представиться не скоро.
Если же США удастся спровоцировать в Армении полноценную гражданскую войну (а такой конфликт легко разгорается после первой крови, пролитие которой также может быть организовано внешними силами), осложнённую разморозкой вооружённого противостояния в Нагорном Карабахе, Россия окажется в крайне сложной позиции. С одной стороны, нельзя бросать на произвол судьбы союзника. С другой, вовлечение одновременно во внутренний и международный конфликт в таком сложном регионе, как Кавказ, грозит утратой всех достижений последних лет. Шансов на быстрое и безболезненное разрешение такого двуслойного конфликта почти нет. Это тот самый «новый Афганистан», который Вашингтон давно и безуспешно пытается организовать России.
Приход к власти оппозиции в Ереване для России вариант плохой, но не критический. В самом худшем случае, если даже новая власть в Армении окажется радикально прозападной, придётся пересмотреть систему союзов и приоритетов в Закавказье.
Если действующая власть устоит под давлением, не сорвавшись в гражданский конфликт, то наличие радикальной прозападной оппозиции, добившейся отставки многолетнего лидера Армении и представляющей, таким образом, постоянную опасность для системной элиты, будет побуждать последнюю искать более тесного партнёрства с Россией.
Но если США удастся всерьёз и надолго дестабилизировать ситуацию в Армении, переведя её в стадию активного горячего конфликта, то решить проблему удержания стабильности в Закавказье будет очень непросто. Учитывая же, что регион является ещё и местом традиционных ирано-турецких противоречий, угроза нависает над всей выстроенной Россией на Ближнем Востоке политической конструкцией.
Потеря Сирии, даже в такой ситуации, практически невероятна. Но резкое ослабление стратегических позиций в регионе, а, следовательно, и геополитических позиций, завоёванных в противостоянии с США, вполне реально. В перспективе, конечно, всё можно отыграть. Но это потребует времени и ресурсов, то есть даст Америке шанс перегруппироваться и ударить ещё раз, в другом месте, затягивая конфликт, в надежде, что Россия в конечном итоге не выдержит напряжения и выдохнется.
Поэтому любая определённость, даже приход к власти в Ереване прозападных сил, для России лучше, чем длительный период нестабильности в Армении, распространяющейся на всё Закавказье. Тем более, что во многом, сегодняшние события в Армении являются результатом местного варианта той политики «многовекторности», которая привела к приходу к власти прозападных сил в Кишинёве и Киеве и которая, в том или ином формате, проводится в Казахстане и Белоруссии. Постсоветские элиты не желают понять и принять то, что США открытым текстом сказали в начале 2000-х Кучме и Шеварднадзе: мир 90-х и мир начала ХХI столетия – два разных мира.
Колебаться, дружить со всеми и быть «многовекторным» можно было в 90-е. С началом нового столетия необходимо сделать чёткий выбор – либо ты с Западом, либо с Россией. Причём надо иметь в виду, что Москва защищает только тех своих союзников, которые готовы сами, как Асад, защищаться от Запада любой ценой. США же готовы дестабилизировать и свергать ради достижения тактических целей даже абсолютно лояльные режимы. России нужна и важна стабильность, Америка делает ставку на дестабилизацию, которая быстро перерастает в кровавый хаос. За последние пятнадцать лет ни одно американское вмешательство не заканчивалось иначе. Постсоветское же пространство для США поджигать выгоднее всего просто потому, что именно здесь России сложнее удерживать имманентную ей политику невмешательства, именно в этом регионе есть наилучшие шансы заставить таки Москву втянуться в длительный и изнурительный чужой конфликт.
США будут пользоваться, сохраняющейся у постсоветских элит иллюзией, что можно продолжать балансировать между Россией и Западом, получая дивиденды на обоих направлениях. Именно эта иллюзия, благодаря которой сами же постсоветские элиты создают и выращивают в своих странах прозападное лобби, которое потом выступает против своих создателей и опекунов, позволяет США до сих пор активно играть не постсоветском пространстве.
Избранная Россией стратегия невмешательства, избавляет от необходимости реагировать на каждую конфликтную ситуацию, позволяет экономить ресурсы, но она не может проводиться вечно. На постсоветском пространстве существуют красные линии, которые Москва не может никому позволить переступить. Попытки сделать это были удачно пресечены Россией в 2008 году в Южной Осетии и Абхазии и в 2014 году в Крыму и Донбассе. Однако не везде есть столь удобные стратегические точки, позволяющие одним коротким ударом нивелировать многолетнюю затратную работу Вашингтона.
Конечно, по сравнению с 2008 и даже с 2014 годом Россия резко усилилась, а США ослабели, но общий баланс сил всё ещё не позволяет Москве зеркально отвечать в любом месте, в любое время. Поэтому роль местных национальных элит в поддержании стабильности на постсоветском пространстве всё ещё остаётся крайне высокой. К сожалению, не всем удаётся соответствовать заданному уровню ответственности. Страдают же в результате народы, руководители которых оказались неадекватны текущим задачам.
Поделиться99326 Апр 2018 14:16:15
Руслан Осташко
Бесконечный армянский майдан
События в Ереване, которые произошли уже после смены власти, и та реакция, которую я увидел в соцсетях, заставляет меня вернуться к теме Армении. Начну с очень распространенной позиции, которую я встречал и в СМИ, и в соцсетях, и в экспертных комментариях. Эта позиция заключается в том, что вот мы, россияне, должны учиться у граждан Армении тому, как надо эффективно митинговать и мирным образом менять коррупционную власть. Помимо этого нам говорят, что никакого майдана на самом деле не было, а был народный протест, который очень успешно заставил правительство уйти в отставку, мол вот это и есть настоящая демократия.
Мне искренне жаль тех людей, которые в это всё верят. Тех, кто продвигает эту позицию потому что им за это зарплату платят мне не жаль, у них профессия такая. А вот тем, кто действительно верит в то, что демократия выглядит именно так, я могу только посочувствовать. Таким наивным людям, наверное, очень тяжело жить на свете. Причем я это не из теории говорю, а из практики.
Я иногда сейчас натыкаюсь в соцсетях на комментарии и посты тех украинцев, которые несколько лет назад тоже считали, что то, что у них произошло - это демократия, а потом вдруг выяснялось, что их всех обманули, европейских зарплат не будет, европейских пенсий тоже, цены растут, гривна падает, а новые демократы во власти оказались такими же ворами, как и старые коррупционеры или даже хуже. И вот ходят теперь бывшие фанаты революции достоинства и свободного народного волеизъявления по соцсетям и задают идиотский вопрос: как так-то? Почему нас обманули? И при этом только самые смелые из них, а их очень немного, находят в себе силу воли подойти к зеркалу и увидеть в том самом зеркале главного виновника своих проблем. Наивность - это плохо. А политическая наивность зачастую оказывается просто смертельно опасной.
А тем, кто действительно думает, что произошедшее в Армении - это эталон демократии, я хочу сказать, что в Армении еще вообще ничего не закончилось. Мы видели только первый акт этой трагедии и армянам вот просто очень повезет, если продолжения не будет. Если будут проведены нормальные демократические выборы новой власти, то это будет просто невероятно хороший результат, на который пока рано надеяться.
Дело в том, что у подобных политических историй есть своя внутренняя логика и она не предполагает возможность новых демократических честных выборов. Нет. Заказчики всей этой майданной истории явно платили не за то, чтобы организовать еще одно голосование. Им нужно, чтобы ключевые вопросы политической жизни и назначения политических лидеров Армении происходили на площади, которую они контролируют. В таких схемах демократия никого не интересует. Никогда.
Никол Пашинян уже объявил, что готов стать новым премьером Армении и что нового премьера должна избрать площадь. То есть прямо заявил, что Армения должна перейти на майданную форму правления. Информирую тех, кто видит в этом какую-то победу демократии, что это не демократия, а охлократия - то есть не власть народа, а власть толпы, и если быть совсем-совсем точным, то это даже не власть толпы, а власть тех, кто этой толпой умело манипулирует. Да, возможно если Пашинян сможет захватить премьерское кресло, то потом он организует выборы, но только после того, как пересажает пророссийских политиков и сделает так, чтобы подсчет голосов привел к тому, что его партия получит нужное количество мандатов. Вот и всё.
Мы этот сценарий оранжевой революции видели столько раз, что это даже скучно обсуждать, но ведь есть люди, которых до сих пор привлекает идея, что вот собрались люди на площади и сняли целого премьер-министра! При этом мысль, что это неправильно, что судьбу страны решают не все её жители, а те, кто оказались в толпе на площади, им просто не приходит в голову.
У любого майдана есть начало, но у него нет конца. Конца нет просто потому что майдан или оранжевая революция, нужна для того, чтобы заставить ту или иную страну заниматься саморазрушением или заставить ее стать очередным тараном, который заказчики и организаторы используют против России, ну или против Китая, если мы говорим про Азию. Вот и всё. Независимо от того под какими лозунгами выступает конкретный майдан, цель у него всегда одна: борьба с Россией до последнего украинца, или до последнего армянина, или до последнего белоруса и так далее.
Когда я говорю что-то подобное, то мне обычно начинают возражать и обвинять меня в защите какого-то очередного коррумпированного режима, от которого устал украинский или какой-нибудь еще народ. Я никому не предлагаю терпеть коррупцию или власть, которая не нравится, пожалуйста - создавайте партии, боритесь на выборах, побеждайте, меняйте страну. Я говорю, что если вы пойдете по любому другому пути, то ваши сегодняшние проблемы скорее всего вам покажутся мелочью по сравнению с вашими завтрашними проблемами. Поэтому, когда Путин призывает армянских политиков проявить сдержанность, то к его совету стоит прислушаться. Разнести страну в щепки - легко, а вот восстановить бывает невозможно.
Поделиться99426 Апр 2018 14:20:56
Украина так достала, что на армян мне вообще пофиг...как пофиг на Казахстан...Беларусь...(поговаривают...они на очереди)...так вот...мне уже на всех пофиг...никому не верю...
Поделиться99526 Апр 2018 14:48:16
Чиновникам на Украине запретили критиковать Порошенко и писать пьяными в соцсетях...
Киев, 26 апреля. Днепропетровским чиновникам запретили критиковать президента страны Петра Порошенко, ругаться в социальных сетях и публиковать посты пьяными. Кодекс поведения чиновников утвердил городской совет Днепропетровска.
Как сообщают украинские СМИ, кодекс был утвержден 25 апреля. Помимо общеизвестных этических норм чиновников обязали соблюдать и некоторые специфические правила. В частности, работникам днепропетровского горсовета запретили критиковать деятельность президента Украины, Кабинета министров Украины, должностных лиц местного самоуправления и давать оценку выступлениям лиц самоуправления горсовета в СМИ.
Чиновники не смогут публиковать в соцсетях посты, находясь в нетрезвом состоянии, а также оставлять в Сети оскорбительные комментарии. Как отметил мэр города Борис Филатов, за подобные вещи депутатов следует увольнять.
«За хамство, пьянство и не совсем товарный внешний вид чиновники должны увольняться», — сказал он.
Детали внешнего вида госслужащих также прописаны в кодексе. В частности, женщинам не рекомендуется носить декольте, а количество цветов в костюме чиновника не должно превышать трех.
Ранее сообщалось, что лидер украинской партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко обогнала в президентском рейтинге действующего главу Украины Петра Порошенко.
Поделиться99626 Апр 2018 14:49:53
Сирия: курды продолжают насильственную вербовку в ряды SDF в Манбидже
Дамаск, 26 апреля. Курдские вооруженные формирования из состава «Демократических сил Сирии» (SDF) продолжают принудительную вербовку мирных жителей на севере Сирии. Об этом сообщает информационное агентство Fars News Agency со ссылкой на военный источник.
По данным агентства, курдские боевики продолжают принудительную вербовку в разных районах Манбиджа, а также в провинции Хасака. Кроме того, накануне курды атаковали населенный пункт Занар на севере провинции Ракка, чтобы задержать «дезертиров», которые ранее были насильственно завербованы в ряды SDF.
Накануне стало известно, что в Сирии был задержан гражданин Германии, который занимался вербовкой боевиков в ряды террористической группировки «Исламское государство»1 (ИГ1, запрещена в РФ), который принимал участие в подготовке терактов 11 сентября 2001 года в США. Более 17 лет назад он завербовал несколько человек, которые затем атаковали гражданские объекты в США.
Поделиться99726 Апр 2018 14:51:40
Патрушев рассказал о давлении США на участников конференции в Сочи
Сочи, 26 апреля. На некоторые страны, отказавшиеся от участия в конференции по безопасности в Сочи, было оказано давление Вашингтоном. Об этом заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.
«Во время подготовки к данному мероприятию отдельные страны, которые я не буду называть, сказали, что на них оказано давление (со стороны США — прим. ФАН) и они по этой причине не смогут принять участие в многосторонних мероприятиях, но они готовы развивать двустороннее сотрудничество», — сказал Патрушев.
Напомним, в Сочи 25 апреля официально открылась международная конференция по безопасности. Участие в мероприятии принимают представители более 100 стран — в том числе министры, помощники глав государств и руководители спецслужб.
Поделиться99826 Апр 2018 14:59:00
писать пьяными в соцсетях...
Поделиться99926 Апр 2018 15:02:20
агента КГБ сразу видно
Поделиться100026 Апр 2018 15:05:43
Что интересного "умные" ракеты расскажут российской "оборонке"
У впервые оказавшихся в распоряжении российских военных англо-французских ракет Storm Shadow (SCALP) нет каких-либо "выдающихся и изумительных" технических решений, однако их изучение поможет улучшить уже существующие средства борьбы с таким оружием. То же самое можно сказать об американском "Томагавке".Такое мнение в беседе с РИА Новости высказал известный военный эксперт, главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский.
Ранее фрагменты сбитых сирийской ПВО "Скальпов" и американских "Томагавков" были представлены Генштабом ВС РФ. Две не разорвавшихся ракеты российские военные получили целыми. Позднее в СМИ появились сообщения, что именно SCALP представляет наибольший интерес для "оборонщиков".
"Я бы не сказал, что они представляют, наибольший интерес, разве что с точки зрения того, что это самые новые ракеты. Вопрос-то в том, что каких-то принципиально новых технических решений все-таки нет", — сказал Мураховский.
По его словам, ракета "технологически, конечно, современная, "умная", как это называют". "Но, тем не менее, к нам в качестве трофея попала, так что тоже ничего там сверхъестественного, чего в других изделиях не встречается, там нет", — констатировал эксперт.
По его словам, несмотря на новизну ракеты, в боевых действиях её уже применяли: в Иракской войне, начавшейся в 2003 году, Великобритания и Франция также поддерживали США.
"Плюс, как я понимаю, средства радиоэлектронной борьбы поработали, поэтому она к нам в относительно целом виде попала", — добавил эксперт.
Наиболее интересны для российских специалистов, по словам Мураховского, должны быть технические решения, связанные с диапазонами радиоэлектронных устройств ракеты, а также экстремально-корреляционная система изображения земной поверхности и высот.
"Еще интересно, какой вариант к нам попал, какой применялся ими. Есть варианты и с тепловизионной головкой самонаведения на конечном участке. То есть не только корреляционная система и GPS. Интересно, как они решили эту БИНС, то есть бесплатформенную инерциальную навигационную систему, (разместить) внутри", — отметил эксперт.
При этом, по его словам, российские промышленники ничего копировать не собираются, потому что все аналогичные системы уже применяются в российском оружии. Находка может оказаться интересной именно в плане разработки средств противодействия.
"Собственно, как и "Томагавк" Вlock IV, которые используются сейчас американцами. Там тоже все технические решения понятны принципиально. Там скорее интерес представляет для специалистов ОПК, как высотомер сделан, как реализован канал спутниковой связи Deltalink, как перенацеливать эту ракету в полете. Такие технические подробности", — рассказал Мураховский.