Хотя «Волга Днепр» ― компания частная, роль Кремля в ультранапряженном контексте из-за возможных франко-американских ударов по Сирии представляется очевидной. «Мы получили ясный сигнал о том, что это решение связано с американскими санкциями», ― говорится во внутренней почте французской армии, с которой ознакомился Challenges. Разумеется, это решение не создаст затруднений французскому военному присутствию в целом. Армия всегда может положиться на 14 военно-транспортных Airbus A400M (безусловно, очень различной готовности к работе), и на парк C-130, Transall и Casa C295. Военно-воздушные силы также могут регулярно рассчитывать на поддержку C-17 от британских или канадских союзников. Переброска сил также может осуществляться морским путем, а затем наземным, даже если это решение намного длиннее и сложнее. Но выход «Волга-Днепр» из контракта SALIS все же удар для французских войск. Почему? Потому что они, несмотря на появление Airbus A400M, остаются зависимыми от знаменитого «Ан-124» для транспортировки очень тяжелых грузов (вертолетов, танков...)
Отныне Украина ― единственный поставщик
Эти самолеты советского производства, в которых мире насчитывается всего двадцать экземпляров, действительно демонстрируют грузоподъемность в четыре раза большую, чем A400M (100 тонн против 25), что делает их незаменимыми для транспортировки так называемых стратегических грузов, то есть тяжелых грузов на большие расстояния. Красноречивый пример: во время запуска операции «Серваль» в Мали, с 11 января 2013 года по 28 февраля 2013 года, французская армия зафрахтовала 169 воздушных чартерных рейсов (115 рейсов Ан-124, 47 рейсов Ил-76 и 7 рейсов Ан-225, крупнейшего в мире транспортного самолета) и всего 110 рейсов самолетов союзников.
С выходом компании «Волга Днепр из контракта SALIS, Франция теряет «Антонова», своего важнейшего поставщика. В 2017 году военно-воздушные силы имели доступ к 225 часам полетов на самолетах «Волга-Днепр», против 75 часов на самолетах другого поставщика, украинской группы «Авиалинии Антонова». Таким образом, после русского «out», доступ к Антонову будет осуществляться только через украинцев, у которых меньше самолетов, стоимость летного часа исчисляется по гораздо более высоким ставкам, а надежность услуг беспокоит НАТО все больше.
Во время недавнего посещения центра «Антонова» в Лейпциге, делегация армий Альянса обнаружила поспешно обустроенные залы с нераспакованными компьютерами и персоналом, неспособным действовать как нужно. С другой стороны, центр «Волга-Днепр» значительно расширился благодаря крупному проекту модернизации Ан-124, о котором Challenges рассказывал
в марте прошлого года.
Прецедент в 2015
Помимо контракта SALIS, до конца 2017 года армия могла рассчитывать на французского посредника ICS, который обеспечивал ей летные часы транспортных антоновских самолетов украинской компании. Но, как выявил Challenges в декабре прошлого года, контракт не был продлен на 2018 год военным министерством после расследования национальной прокуратуры об условиях присуждения контракта CSOA (Центру поддержки операций и транспортировки), специализированному транспортному подразделению, который расположен на авиабазе Велизи-Вилакубле.
Отныне вывод очевиден: НАТО и Франция зависят от единственной компании «Авиалинии Антонова», близкой к банкротству. Однако власти были предупреждены о Дамокловом мече, которым стала зависимость от российских самолетов «Антонов». В марте 2017 года депутат Франсуа Корню-Жантий забил тревогу в парламентском докладе о стратегическом транспорте. «Даже если «Волга-Днепр » и «Авиалинии Антонова» юридически являются частными компаниями, было бы наивно воображать, что они смогут избежать реалий и геополитических игр из-за специфики своей деятельности», ― писал депутат.
Стало быть, с точки зрения стратегического транспорта ― это настоящий Дамоклов меч, занесенный Россией и Украиной над Францией. «Россия уже отрезала доступ Запада к «Антоновым» российской государственной корпорации TT224 в сентябре 2015 года, в разгар украинского кризиса.
Альтернатива C-5?
В отсутствие Ан-124 в достаточном количестве, Франции, вероятно, придется адаптировать свои военные группировки. Более частое использование С-17 союзников, меньших, чем «Антонов», но значительной грузоподъемности (70 тонн полезной нагрузки), может стать решением. Другой вариант ― рассмотреть возможность приобретения очень крупных транспортных самолетов. Как писал Challenges в марте 2017 года, Европейское оборонное агентство изучило сценарий приобретения самолетов C-5 Galaxy с характеристиками, аналогичными Ан-124, которые разработаны американской корпорацией Lockheed Martin.
США и Lockheed Martin заявили, что согласны на продажу обновленных C-5 по цене от 85 до 115 миллионов долларов за штуку. США даже предложили бесплатно предоставить 23 тяжелых транспортных самолета более старой версии C-5A, с тем, чтобы оплачивалась только их модернизация. Проблема: переговоры датируются началом 2015 года. Вряд ли можно дважды войти в одну и ту же реку.