Анджей Шумовский: Да, поскольку мы считаем, что Польша, страна, являющаяся родиной водки, должна ей гордиться и заботиться об ее позициях в мире. Благодаря нашим стараниям польская водка была внесена в список защищаемых географических обозначений о происхождении. У нее также есть установленное законом определение, таким образом, о том, кто может использовать определение «Польская водка», решает уже закон.
В Ваше общество входят всего шесть производителей водки. Полюс к этому винокурни, производители наливок, дистрибьюторы. Какая часть рынка выполняет условия закона?
Я оцениваю, что около 5% водки в стране соответствует условиям определения в законе. «Polska Wódka» должна производиться в Польше, из польского картофеля или зерновых.
В таком случае закон действует исключительно в Вашу пользу. Почему целых 95% водки, произведенной в Польше, не соответствует этим условиям?
Большинство производителей не может применять это определение, потому что они производят водку из импортированного спирта или из более дешевого сырья. Кукуруза или черная патока не указаны в законе, но, в свою очередь, производство водки из них является гораздо менее затратной.
А происхождение сырья имеет столь сильное влияние на вкус, что его стоит защищать законом?
Конечно. Подобная ситуация и в случае коньяка. Коньяк, производимый из ингредиентов из одного региона Франции, решительно отличается вкусом на фоне других брендов. Покупая более дорогой коньяк, потребитель имеет гарантию качества и места происхождения. Он покупает элемент французской традиции. Так же и мы – говорим потребителю о традиции и гарантии качества. Читая на этикетке «Польская Водка», клиент уверен, что это не обычный алкоголь, но что-то уникальное.
Контролируется ли фактическое использование производителями только разрешенных ингредиентов?
Несколько структур имеет право проверять состав, качество и происхождение продуктов. Это, кроме всех прочих, Инспекция торгового качества продовольственных продуктов, Государственная торговая инспекция, и конечно же, Европейская Комиссия.
Чем занимается Ваше общество?
Мы работаем в Польше и во всем мире. Мы участвуем в экономических миссиях, организуемых польскими и европейскими институциями. Мы принимали участие в кампании продвижения европейских продуктов по Азии с участием комиссара Хогана. В нашем обществе есть производители не только водок, но и наливок.
Вы занимаетесь продвижением вместе с Вашими конкурентами?
Конечно, потому что вместе мы сильнее. Я признаюсь, что с завистью смотрю на то, что делают наши испанские коллеги. Продвигая свои алкогольные изделия, они действуют совместно. Точно так же и шотландцы, а французы одновременно продвигают французские бренди, арманьяки и кальвадос. Это дает синергию продвижения, сильный имиджевый посыл.
С этими же целями Вы открываете музей польской водки?
Да, в июне мы пригласим первых гостей в музей польской водки, где будем напоминать, что Польша – это колыбель водки. Мы будем с гордостью рассказывать ее историю, представим технологический процесс: как и из чего создается польская водка. Мы покажем укоренение этого алкоголя в культуре. Конечно же, будет и возможность дегустации.
Как на продвижение алкоголя влияет запрет рекламы водки?
Водку нельзя рекламировать в Польше. В других странах гораздо более либеральный подход. И это правильно.
Как вы рекламируете и продвигаете ее за границей?
Мы напоминаем, что водка родом из Польши, а не из России. Все ассоциируют водку с Россией, но колыбелью водки является Польша. Мы должны знать, что на царский двор в Санкт-Петербурге водка пришла из Польши. При царском дворе в России элиты говорили по-польски.
Зачем нам реклама и продвижение? Разве польская водка уже не имеет укоренившихся позиций?
У нас в Польше нет массы продуктов, марок-икон, которые во всем мире ассоциируются с нашей страной. Единственным глобальным польским продуктом является водка. У нас царит мнение, что мир не говорит ни о чем другом в отношении Польши, как о Шопене, гуральском овечьем сыре и янтаре, но это не так.
Вы завидуете Франции или Шотландии. Пользуетесь ли Вы вашим опытом?
Образцом стран, продвигающих свой алкоголь, являются Великобритания и Франция. Французский коньяк – это более 300 лет традиций. Обществу, представляющее интересы шотландского виски, 110 лет. Они уже давно сделали то, что мы сейчас пытаемся сделать в Польше, они построили узнаваемость марки среди местных потребителей.
Наш дипломатический корпус прибегает к польскому алкоголю?
Польские посольства использовали польскую водку на дипломатических приемах или как подарки. Однако это не были всеобщие действия. Сегодня мы сотрудничаем с польскими посольствами, для которых организация приемов является орудием труда. Я с восхищением смотрю, как посольства других стран продвигают национальные напитки. Мы должны перестать стыдиться своего традиционного алкоголя и кухни, потому что этим стыдом мы совершаем много ошибок.
Например, каких?
Пани, Вы знаете, какая кухня была на праздничном мероприятии, посвященном десятилетию вступления Польши в ЕС, на большом мероприятии на несколько сот человек в Брюсселе? Таиландская! Если мы так будем рекламировать и продвигать польские продукты, то мы никуда не попадем. Во время Экспо в Милане в 2015 году мы пытались получить разрешение выставить польскую водку в польском павильоне. Мы прошли массу инстанций. Однако никто не хотел принять решение о сотрудничестве, и таким образом Польша была единственным павильоном, где не было алкоголя, а посетители ходили к белорусам, которые (а как же) имели собственную стойку с водкой.
Однако польская кухня имеет гораздо больше для предложения, чем только водку или овечий сыр.
Я прошу назвать пять известных за границей, охотно посещаемых ресторанов с польской кухней. Ну конечно… Я тоже их не знаю. А сколько Вы знаете грузинских ресторанов в Польше? В одной только Варшаве я их знаю пять. Ливанских – три. Так о чем мы говорим?
Что произойдет с продвижением продуктом в этом году?
Есть планы продвижения продуктов в стране и за рубежом по случаю 100-летия восстановления независимости. Я считаю это прекрасной идеей! Мы должны организовать совместные акции с производителями всех польских продуктов, начиная с овощей, выпечки и молочных продуктов.
Есть ли на это деньги?
Наше общество ни разу не получило денег из фондов продвижения на рекламу польской водки за границей. другие отрасли имели возможность ими воспользоваться. Это проявление нашего провинционализма – то, что мы стыдимся продвигать и рекламировать алкоголь.