Тогда посольство России в Украине стало, пожалуй, главным центром по дезинформации российской власти. Главными источниками информации у посла Михаила Зурабова по ситуации в стране были глава администрации Виктора Януковича Сергей Левочкин, действовавший в интересах Госдепа и тогда еще простой депутат Петр Порошенко. Интересы последнего Зурабов, вероятно, небезвозмездно, лоббировал в России.
Зурабов по образованию – инженер-кибернетик. Стал богатым человеком, возглавляя страховую компанию. На посту главы минздрава запомнился явно провальными решениями и подозрениями в коррупции. Послом он стал, когда в победе на президентских выборах Виктора Януковича или Юлии Тимошенко не было сомнений, а Россия считала обоих этих политиков договороспособными и не требующими специального «надзора» в виде высокопрофессионального посла – такого, каким был Виктор Черномырдин.
Сосланный в Украину экс-министр не имел никого понятия ни о дипломатии, ни о неофициальных аспектах работы посла и полностью шел на поводу своих информантов. Крах российско-украинских отношений после 2014 года – это классический пример плачевных последствиях назначения в ключевые страны не опытных дипломатов, а бессмысленных политических отставников.
В Армении интересы России представляет Иван Волынкин, профессиональный дипломат с 1981 года, выпускник МГИМО. Поэтому есть серьезная надежда на то, что российское руководство получает информацию о происходящем в этой стране оперативную, качественную и из достоверных источников.
Проблема в том, что помимо официальной линии посольства, у различных армянских групп интересов есть множество других возможностей доносить свои интересы до Кремля.
Агентство шуточных новостей «Интерсакс» опубликовало статью, в которой говорится, что «Художественный руководитель и резидент шоу Comedy Club Гарик Мартиросян подал в отставку. Таким было одно из требований лидера армянской оппозиции Николы Пашиняна», а шефство над Comedy Club берет главный редактор RT Маргарита Симонян.
Это шутка, но она отлично демонстрирует количество и качество представителей армянской диаспоры, имеющих прямой выход на администрацию Президента России. Да и сам Президент с удовольствием посещает выступления команд КВН, откуда вышли практически все резиденты Comedy Club.
Поэтому, с одной стороны, Россия считает, что Армения от неё полностью зависит - как в военном, так и в экономическом плане, а также в сохранении статус-кво в конфликте вокруг Нагорного Карабаха. Армения получает энергоносители по льготным ценам, но даже это не спасло от предыдущих массовых выступлений в Ереване – «электромайдана», когда недовольные граждане страны требовали снизить и без того самые низкие в Закавказье тарифы. Пашинян отказался от блокировки улиц, встретился с российским послом Волынкиным и обещает проводить взвешенную политику.
С другой стороны, для США уход Армении из Таможенного союза и отказ от российской военной базы в Гюмри мог бы стать звездным часом на фоне явных неудач Вашингтона в Сирии.
Как будто специально для Армении демонстрируется «особая позиция» других членов Таможенного союза – Казахстана и Белоруссия. Они отказались поддерживать позицию России в ООН при голосовании по отравлению Скрипалей и Сирии. Казахстан договорился с США о транспортировке их грузов в Афганистан через свои порты. Белоруссия ведет активные переговоры с Евросоюзом о «Восточном партнерстве».
Если США смогут оторвать от России ключевого союзника в Закавказье, это будет серьезным ударом и по Москве, и по Тегерану. Ради этого Вашингтон может дать Еревану гарантии безопасности и надавить на Азербайджан, чтобы тот пока не пользовался неизбежным военным ослаблением Армении для окончательного решения карабахского вопроса.
Пока что все вроде бы говорит о том, что кто бы ни возглавил Армению, он не будет рвать по живому сложившиеся связи и будет вынужден считаться с геополитическими реалиями.
Но кто мог предположить, что Украина разорвет практически все экономические связи с Россией в ущерб своему населению и превратится, по сути, в тоталитарную агрессивную страну, где идет постоянная охота на оппозицию при полном попустительстве «демократических стран».
Посольство США в Армении – второе по количеству сотрудников в мире. Возможно, они не будут торопиться, и новое руководство Армении не будет, подобно нынешней Украине или Грузии при Саакашвили, рвать все связи с Россией, невзирая на последствия.
А вот постепенный отход вполне возможен – с параллельной работой в Казахстане и Белоруссии. Сперва отказ от углубления интеграции, потом – заявления о невыгодности тех или иных положений договора о Таможенном союзе, затем – отказ от военного взаимодействия.
России нужно вести планомерную работу не только с действующей властью своих сотрудников, но и с оппозицией, а также – с «улицей». Потому что, как показывает практика последних десятилетий, самые твердые договоренности между лидерами могут быть разрушены одномоментно после применения технологий «цветных революций».