Максим Соколов. Полк Русского мира
Каждый очередной День Победы ознаменовывается новыми дальними городами, в которых проходят шествия «Бессмертного полка».
Сан-Паулу, Сеул, Рим, Женева, Манчестер, Стокгольм, Вашингтон, Мельбурн, Торонто, Лиссабон, Иерусалим, Токио — умаешься перечислять. Воистину «проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке». Тем более что оно выражается не в надписях на русском языке в известных местах, но в трогательном почитании героев Великой Отечественной войны. Люди, далеко закинутые судьбой, — порой чрезвычайно далеко, на край света, — помнят своих дедов-прадедов, которые сражались за родину, и воздают им благодарность.
Когда речь идёт о шествиях «Бессмертного полка» в России, которые своей массовостью неприятно удивляют людей, не перестающих напоминать, что больше семидесяти лет прошло, пора бы и забыть, «вот мы забыли, и чувствуем себя прекрасно, у нас новое время, новые песни», — всегда можно объявить эти шествия фальшивыми, куда сгоняют по разнарядке. Или обещают заплатить участникам по 500 рублей. Не очень убедительно, но в нынешнее время за убедительностью давно уже перестали гнаться.
Когда речь идёт о таковых шествиях в лимитрофах, а равно и на Украине, которая даже не лимитроф, а нечто совсем особенное, можно объявить это происками промосковской пятой колонны, пытающейся таким образом подорвать молодые демократии. Как сообщил президент Украины П.А. Порошенко, «Бессмертный полк» Россия рассматривает как настоящее подразделение современных Вооружённых сил России. Его миссия — участие в гибридной войне, которую Москва ведёт разными методами, и не только против Украины, но и против ЕС, против США и других стран».
Свернутый текст
Но если применительно к Украине сойдут для внутреннего пользования и самые фантастические разоблачения насчёт гибридной (то есть всеобъемлющей) войны, то распространение этой логики на весь остальной земной шар отдаёт совсем уж тяжёлой паранойей. Которую мало кто готов разделить.
То, что Россия посредством выцветших от времени старинных фотографий сражавшихся с Гитлером дедов-прадедов пытается подорвать итальянскую, камерунскую, китайскую, конголезскую, канадскую, австралийскую, испанскую, катарскую, таиландскую, израильскую, швейцарскую etc. демократию и при возможности аннексировать хотя бы часть территории этих стран, — это всё-таки настолько глупо, что, кроме Порошенко, давно забросившего чепец за мельницу, никто не решается развивать эту ценную идею.
А дело довольно просто. Сильные геополитические изменения конца XX века (вар. — распад СССР) привели к тому, что миллионы граждан СССР/России оказались раскиданы по всему свету.
По масштабу это можно сравнить только с исходом 1917—1921 годов.
Но между этими двумя исходами есть сильное различие. Послереволюционная эмиграция оказалась полностью отрезанным ломтём, советские власти относились к ней с откровенной враждебностью, эмигранты платили ей той же монетой, всякие сношения с покинутой родиной были полностью прерваны.
Тогда как постсоветская эмиграция в массе своей не испытала такого взаимного разрыва и ожесточения. Сношения не были прерваны — скорее, как с той, так и с другой стороны господствовало философическое «Так уж сложилось, жизнь вообще штука сложная».
Разумеется, часть эмиграции стремилась воспроизводить идеологию прежних исходов, то есть: «Я бежал из зачумлённой страны, но спас свою душу» (вар. — «Я поселился в новой стране неограниченных возможностей»), но эта часть составляла существенное меньшинство. Основная доля эмигрантов, скорее, повторила путь других национальных диаспор — еврейской, польской, итальянской, китайской. Для которых лояльное обживание на новом месте не предполагало полного разрыва связей с исторической родиной.
Напротив, новая жизнь вполне уживалась с почитанием прежних национальных святынь. Что мы и наблюдаем сегодня. Когда «Бессмертный полк» пережил триумфальный расцвет в России, это значит, что ежегодное шествие затрагивает какие-то очень важные струны русской души, а День Победы, несмотря на ежегодные заклинания прогрессивной общественности «Хватит, сколько же можно», состоялся как главный национальный праздник, как русская Пасха. «Смертию смерть поправ».
Но тогда можно предположить, что и немалая часть русской диаспоры испытывает сходные чувства в святой для родины день 9 Мая. И стремится эти чувства выразить по образцу метрополии.
О концепции Русского мира было говорено всякое. Независимая радиостанция, финансируемая конгрессом США, сообщала: Русский мир — бессмысленный и беспощадный. В качестве главного девиза этого нового «крестового похода» против самого близкого по крови соседа и поддержавшего этого соседа западного мира выбрана извлечённая из исторического чулана идея Русского мира.
Конгрессу США, конечно, виднее, но возможен и другой взгляд. Русский мир — это русские в рассеянии, которые и на далеких континентах ощущают сказанное в 1830 году:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его...
«Бессмертный полк» и есть такое самостоянье русского мира. Хоть в Москве, хоть в Риме, хоть в Сеуле.
Ссылка