Отрабатывал роль на двойнике
- Константин, вам пришлось совмещать режиссуру с главной ролью...
- Предложение по роли поступило первым. А потом практически сразу - приглашение стать режиссером. К этому моменту я понял, что готов стать человеком, который в кадре сочиняет жизнь. Два месяца мы работали в режиме нон-стоп, по 18 - 20 часов в сутки с перерывом только на сон. Даже за пределами площадки что-то додумывали, обсуждали.
Как снимали? Мое физическое тело находилось одним местом на стульчике с надписью «Режиссер», тело дублера в одежде моего персонажа с рацией в кармане - на площадке. Я произносил свои реплики в рацию, чтобы дублер не учил текст. Партнеры мне отвечали, я делал какие-то замечания, потом говорил дублеру спасибо и выходил на площадку.
- Тридцать лет назад побег из Собибора уже экранизировали в Голливуде. Ваш фильм сильно отличается?
- Голливудский «Собибор» - другое кино, больше экшн и детектив. У нас продюсеры более дерзкие. Они дали мне карт-бланш на 100 процентов. Мы отталкивались от переживаний и судеб людей, сцены убийств ставили лишь там, где без них не обойтись. Наш «Собибор» - не попкорновая история. Это не значит, что у входа в зал нельзя продавать попкорн. Но если на десятой минуте хруст закончится, значит, люди включились в происходящее на экране.
Споры с Ламбертом
- Как вам работалось с Кристофером Ламбертом (известный французский и американский актер, звезда фильма «Горец». - Авт.) Вы как-то сказали, что он пытался оправдать своего героя - начальника концлагеря.
- Да, Кристофер Карлович (Хабенский часто называет зарубежных коллег на русский манер, по имени-отчеству, как правило, вымышленному. Например, Брэд Питт у него - Брэд Иванович. - Авт.) пытался всеми силами. Придумывал всякие хитрости, хотел выйти сухим из воды. Я, естественно, не дал этого сделать. Все наше общение строилось на системе Станиславского: я предлагал ему войти в предполагаемые обстоятельства героя. И, как правило, Станиславский был за меня. Но все равно есть один момент, когда начальник лагеря рассказывает про своего отца. И вот тогда действительно можно подумать: «Ох, парень, как же тебе не повезло!»
Кроме Ламберта, у нас было еще много замечательных актеров со всех уголков Европы. Некоторым я продлевал жизни просто потому, что мне было жаль расставаться. Например, история одного персонажа, ювелира, была очень коротенькая. Я придумал и дотянул ее почти до конца. А кому-то, наоборот, сокращал время пребывания.
- Судя по тому, что героиня Марии Кожевниковой осталась до конца, ее работой вы остались довольны. От образа блондинки Аллочки из «Универа» не осталось и следа.
- Мне кажется, она очень убедительна в этом фильме. По сюжету у нее немного слов, больше многозначительного молчания. У Маши было свое представление о работе в кадре. Я предложил работать по-другому, и она мне поверила. Переучилась в первый же съемочный день.
«Любовь к женщине - главное»
- В одном из интервью вы сказали, что не пытались копировать реального советского офицера Александра Печерского, у вас другие цели. Какие?