Сможет ли Израиль жить в мире с арабскими странами?
Тьерри Мейсан
Тогда как мировые СМИ трактуют события на Ближнем Востоке как не связанные друг с другом факты, Тьерри Мейсан представляет их в качестве обдуманных ходов в большой шахматной игре. Арабо-израильский конфликт он воспринимает как единое целое и задаётся вопросом, удастся ли президенту Трампу достичь мира в этом регионе.
Джаред Кушнер уже решил вопрос о поддержке джихадистов и наследовании саудовского престола. В ближайшее время президент Трамп должен раскрыть детали своего плана по прекращению арабо-израильского конфликта.
На Ближнем Востоке сталкиваются интересы многих стран. Перемещение любой фигуры на одном конце шахматной доски вызывает ответный ход на другом её конце. Попытки Дональда Трампа порвать со стратегией адмирала Цебровски [1] и усмирить истерзанный войной регион приводят порой к противоположному результату и не дают ему возможности достичь поставленной цели.
Нереально решить проблему подобной сложности, руководствуясь понятиями национальной розни или родства, когда каждый из игроков борется за своё выживание. Наоборот, нужно чтобы каждый понимал другого, и никто не был забыт.
Президент Трамп, как и его предшественники Рейган и Буш, выступая против Ирана, теснит «реформаторов» (как их называют на Западе) в интересах «консерваторов» (то есть сторонников имама Хомейни). Однако последние стараются набрать как можно больше «очков» в Сирии, Ливане и Газе, что, в итоге, сдерживает усилия союзника Белого дома в Палестине.
Когда Трамп объявил о выходе США из СВПД, президент Рохани (консерватор, выступающий против экспорта антиимпериалистической революции в соседние страны) действовал, призывая на помощь европейцев, и в то же время угрожая некоторым из них раскрыть их коррупцию [2]. Однако маловероятно, что Брюссель подтвердит свою подпись. Наоборот, всё говорит о том, что Европейский союз будет действовать как и в 2012 г. и подчинится требованиям американского сюзерена.
Что до Стражей Революции, то они убедили своего сирийского союзника вести операции против израильской разведки на оккупированных Голанах, затем через ливанскую Хезболлу объявили, что эта операция знаменовала изменение региональной стратегии и, наконец, подтолкнули Хамас на организацию манифестаций на границе сектора Газа с Израилем.
На Западе не поняли, что существует связь между этими тремя событиями, а Израиль пришёл к выводу, что Стражи Революции отныне готовы наносить удары одновременно из Сирии, Ливана и сектора Газа.
Тактика Стражей Революции принесла свои плоды, потому что арабы, персы и турки единодушно осудили подавление палестинских манифестаций (более 60 убитых и 1400 раненых). А Арабская лига, ряд членов которой подчинены Саудовской Аравии и поддерживают неофициальные отношения с Тель-Авивом, возобновила антиизраильскую риторику.
В плане внутрииранских дел, Стражи Революции доказали, что соглашение СВПД, заключённое шейхом Хасаном Рохани было тупиком, и что единственно стоющей является их политическая линия: они крепко обосновались не только в Ираке, Сирии, Ливии и Газе, но и в Йемене, Иордании и Бахрейне.
Поэтому Дональд Трамп не сможет вести переговоры по ближневосточному конфликту без помощи Стражей Революции.
Напомним, что за все 70 лет арабо-израильского конфликта Соединённые Штаты всего лишь один раз выступали в качестве переговорщиков по его мирному урегулированию. Это было в 1991 г. после операции «Буря в пустыне», когда президент Джордж Буш ст. и его советский коллега Михаил Горбачёв собрали в Мадриде Израиль, палестинцев (но только не ООП), Египет, Иорданию, Ливан и Сирию.
Джордж Буш ст. предварительно письменно призвал к возврату к границам 1967 г., гарантии безопасности Израиля, отказу от создания независимого палестинского государства и признанию на территории Западного берега и сектора Газа Палестинской автономии. Опираясь на авторитет своего партнёра Хафеза аль-Ассада, он считал возможным заставить всех принять решение, соответствующее резолюции СБ ООН. И Мадридская конференция приступила к работе. Были определены повестка дня и план постепенного разрешения спорных вопросов. Однако работа конференции была сорвана, так как Ликуд вёл кампанию против госсекретаря Джеймса Бейкера и помешал переизбранию президента Буша ст. В итоге, Израиль заключил Ословские соглашения только с Ясером Арафатом. В них предусматривалось урегулирование проблем с палестинцами. Соглашения никогда не признавались другими игроками, и, следовательно, никогда не применялись. Затем президент Билл Клинтон попытался провести двусторонние переговоры с Сирией, в которых участвовали Барак Обама и аль-Ассад, но и они из-за отсутствия других игроков также не смогли разрешить весь комплекс проблем.
27 лет спустя ситуация стала ещё сложнее. Палестинцы разделились на два лагеря: светские на Западном берегу и исламисты в секторе Газа. Добавился новый игрок – Иран, который спонсирует движение Хамас. Наконец, США и Буш мл. признали аннексию, осуществлённую Израилем после 1967 г. в нарушение резолюций СБ ООН.
Конфликты вокруг Израиля не сводятся к одному палестинскому вопросу и никак не связаны с «фитной» между суннитами и шиитами.
План Джареда Кушнера направлен лишь на прекращение территориальной экспансии Израиля, уважению международного права и, следовательно, возврату к границам 1967 г. Он исходит из того, что арабы согласятся с «прежними поражениями». Но это маловероятно.